Продажи российских и белорусских брендов сильно выросли в последнее время.
В магазинах страны в марте зафиксировали повышенный спрос на технику — российскую и белорусскую. Продажи выросли на 50-70% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщили в «М.Видео-Эльдорадо».
Речь идет о целом ряде известных брендов — «Витязь», Pozis, Flama, Gefest, «Атлант», «Дарина», «Бирюса». Под ними выпускают в основном бытовую технику для дома и кухни, это холодильники, морозильные камеры, стиральные машины, плиты, телевизоры и так далее.
Как сообщил представитель компании, российские и белорусские бренды наряду с китайскими и собственными торговыми марками показывали «более высокую динамику, чем в среднем по рынку, за счет широкого ассортимента и доступных цен». В прошлые периоды динамика продаж российских брендов была сопоставима с рынком, пишет РБК.
Рост продаж зафиксировали также в «Ситилинке». Представитель компании рассказал, что в феврале продажи в штуках торговых марок материнской группы Merilion (Digma, Oklick, Starwind, Sunwind и PC PET) выросли на 81%, а за март на 60%.
Спрос на технику вырос в несколько раз с конца февраля и до конца марта и в российском интернет-магазине «Холодильник.ру». Лидером продаж стала импортная техника среднего и высокого ценовых сегментов. Российская и белорусская техника показала рост в 2-2,5 раза, речь идет о брендах «Бирюса», «Дарина», «Атлант», «Саратов», Poliz, Deluxe и других.
«Наши клиенты приобретали дорогостоящую технику на фоне ожидания санкций, опасения резкого обесценивания национальной валюты, а также новостей о задержках в поставках и возможном закрытии границ для транспортных перевозок», — отметил коммерческий директор компании Алексей Погудалов.
Он отметил, что спрос может упасть и в ближайшие полгода рынок будет серьезно перестраиваться. При этом, отмечает эксперт, российские и белорусские бренды полностью заменить представленный другими брендами ассортимент не смогут, так как есть категории товаров, которые не производятся ни в РФ, ни в Белоруссии.
«В первую очередь это встраиваемая техника: индукционные варочные панели, посудомоечные машины, холодильники, СВЧ, кофемашины», — отметил Погудалов.
С началом специальной военной операции РФ на Украине ряд иностранных производителей заявили о приостановке поставок продукции в Россию. Это, например, южнокорейские LG и Samsung. Кроме того, о сложностях с поставками комплектующих и техники после введения ЕС четвертого пакета санкций заявил ряд европейских производителей. В четвертый пакет санкций Евросоюза аошли ограничения на поставку дорогих электронных товаров для домашнего пользования — дороже 750 евро (чайников, вентиляторов, кофеварок, фенов и так далее). О проблемах с поставками, в частности, сообщала Bosch.
Российские и белорусские производители в основном присутствуют в сегменте товаров для кухни, отметил представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов. На их долю приходилось около 4% рынка в 2021 году. Также российские и белорусские бренды представлены в сегменте телевизоров, их доля порядка 1-2%.
При этом все производители техники на территории страны (в том числе Indesit, LG, Samsung, Beko и другие) из-за санкций и нарушения логистических цепочек сталкиваются с проблемами поставок комплектующих и запчастей.
Всего по данным Минпромторга, на российском рынке производится около 80% телевизоров, 90% холодильников и стиральных машин и 35% мониторов. Вся продукция также поставляется на экспорт.
В середине марта стало известно, что крупная бытовая техника подорожала в среднем на 50%, а спрос на нее вырос в 2,5 раза. Наиболее сильно подорожала техника для кухни — холодильники, варочные панели, посудомоечные машины, а также микроволновые печи, говорится в исследовании.
Правда сейчас ситуация стала лучше, так как магазины стали снижать цены и возвращать акции. Как пишут «Известия», за последнюю неделю «М.Видео-Эльдорадо» вдвое расширила список товаров, которые участвуют в распродажах и снижении цен — до нескольких тысяч наименований. Основные скидки сейчас составляют 10-30%, в некоторых случаях — до 50%.
В салонах МТС стоимость большинства товаров по сравнению с первой половиной марта снизилась на 10-30%, а количество акций и скидок на гаджеты выросло более чем вдвое. Акции запустили и в «Мегафоне», а в OZON отмечают снижение цен на электронику и товары повседневного спроса. Например, на 33% дешевле стали ноутбуки и планшеты, товары повседневного спроса подешевели в среднем на 15%.
В конце марта представители ряда ритейлеров заявили, что розничные сети отменяют продажу бытовой техники и микроэлектроники в кредит и рассрочку. Так, приобрести что-либо, расплатившись за товар позже, невозможно, в частности, в монобрендовой сети Apple re:Store, управляемой Inventive Retail Group (IRG). В «М. Видео-Эльдорадо» рассрочки временно не действуют.По оценкам экспертов, вполне возможно, что рассрочки, которые совместно предоставляли ритейлеры и производители, не вернутся в магазины электроники еще несколько лет.