А от продуктового эмбарго выиграли владельцы крупных компаний-производителей. В проигрыше – большом минусе – оказались население и маленькие фирмы.
Именно крупные производители и монополисты оказались защищены от конкуренции с импортом.
- Достаточно посмотреть, чьи рекламные ролики сейчас не сходят с экранов телевизоров, и всем станет ясно, у кого наступили «золотые времена», - говорит эксперт Сергей Сонин, перечисляя: Мираторг, Петелинка, Черкизово. Сюда же эксперт приплюсовал сеть аптек горздрава, которые позиционируют себя как аптеки, где самые низкие цены.
По мнению депутат Госдумы Валерия Зубова, от санкций выиграли точечно те, кто имеет особое покровительство в правительстве. Сюда же доктор экономических наук отнес и торговые сети, которые подстроились под поставки.
- И, конечно же, очень хорошо заработали на санкциях против России и контрсанкциях наши «глобальные посредники» - Белоруссия и Казахстан, которых называют теперь не иначе, как макрооптовики.
В свою очередь заместитель генерального директора Центра политической информации Алексей Панин считает, что маленькие компании либо уже закрылись, либо фактически на грани закрытия, если не найдут замену новым рынкам сбыта, новым товарам.
При этом аналитик тоже считает, что ряд средних и крупных предпринимателей, которые были в позиции «отстающих» или «догоняющих» в конкурентной борьбе с европейской и американской продукцией, вырвались сейчас в «премиальные».
Панин утверждает, что перспектива для российских предпринимателей еще не исчерпана, поскольку не все освободившиеся после США и ЕС ниши смогли заполнить Китай, Центральная Азия и Турция.
И в данном вопросе Панин солидарен с Зубовым: больше возможности все-таки у тех, кто имеет покровителей в верхах.