Украина получила возможность создать прецедент с выходом субъекта РФ из состава России.
Отданный врагу Херсон не так давно вошел в состав РФ, стал областным центром субъекта федерации. Соответственно, на него распространяются все нормы российского законодательства. При этом, объективно, исполнить данные нормы теперь физически невозможно. И на сегодня подобный правовой статус не только не проработан, но даже – не сформулирован. Мы не ведем войну, не проводим контртеррористическую операцию, однако, законы РФ на части ее территории не действуют. Более того, Украина получила возможность создать еще один уникальный прецедент – выхода субъекта РФ из состава России, процедура которого также не определена нашим законодательством.
10 ноября телеведущий НТВ Андрей Норкин заявил в эфире своей программы, что не может комментировать отход российских войск из Херсона из-за российского законодательства. За поддержку отступления из Херсона грозит статья 280.1 УК РФ — публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации. А за высказывание против отступления из Херсона грозит статья 280.3 УК РФ — публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации. Но кроме этого противоречия, со сдачей Херсона возникла масса и других неразрешимых юридических сложностей.
Скажем, стало известно, что президент Украины Владимир Зеленский планирует в сопровождении журналистов и военных посетить Херсон. Об этом сообщил депутат Верховной рады прошлых созывов Олег Царев. То есть, глава вражеского государства без приглашения прибудет в областной центр России. Будет ли МИД РФ выражать протест? Но это, пожалуй, самый безобидный вопрос по поводу возникших правовых коллизий.
Возьмем, например, обязательства федерального центра по выделению средств на региональные проекты в Херсонской области. Скажем, взорванный нами Антоновский мост. Такого рода объект может быть восстановлен только в рамках федерального проекта или целевой программы, финансируемой бюджетом России. И граждане РФ, оставшиеся на правом берегу, имеют все законные основания требовать восстановить объект инфраструктуры, необходимый им для поездок на левый берег. Более того, могут оспорить отказ в финансировании через суд.
Отсутствие внятного правового статуса у боевых действий на Украине ведет к тому, что юридически даже сам подрыв моста можно квалифицировать как уголовное преступление. Войны нет, контртеррористической операции тоже. Какая статья Уголовного кодекса разрешает уничтожать федеральное имущество стоимостью в миллиарды рублей без каких-либо последствий?
Граждане РФ, оставшиеся на правом берегу, также вправе требовать от государства целого комплекса социальных выплат – начиная от пособий и заканчивая пенсиями. И формальных оснований отказать им – нет. Власти обязаны осуществить выплаты в полном объеме.
По поводу любого преступления на территории Херсона, задержания или ареста кого-то, скажем, СБУ, наши граждане вправе обратиться в МВД РФ с требованием пресечь правонарушение. А при отсутствии реакции со стороны российской полиции, обратиться в Генпрокуратуру РФ с требованием принять меры к бездействующим силовикам. Именно так работает закон на территории России.
Но самая большая проблема оставления Херсона, считает российский политолог, заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин, в том, что может быть создан прецедент отделения российской территории. Теперь Украина может признать Херсон российским, но потом провести там референдум и включить его в состав Украины:
«И вот тогда нам не понятно что делать в такой ситуации, мы ведь официально выступаем за право на самоопределение. С другой стороны, по нашей Конституции нет процедуры выхода субъектов из состава РФ», — отметил политолог.
Кроме того, сдача областного центра России, невольно, вызывает вопрос: а не сдаст ли армия и другие города РФ, на которые претендует Украина – Донецк, Луганск, Мариуполь, Севастополь, Керчь и др.? Просто возмутиться и ответить «конечно, нет!» уже не получится, так как Херсон от перечисленных населенных пунктов по своему статусу ничем не отличается, но врагу был передан. Поэтому Госдуме, как минимум, если мы от войны и КТО по-прежнему отказываемся, необходимо подготовить закон о статусе временно оккупированных российских городов.
Также нашим депутатам стоит озаботиться юридическими нормами, определяющими нормы уничтожения федерального и регионального имущества собственной армией. Это сейчас Украина готовит второй теракт на Крымском мосту. А если успех нашей военной операции неопределенного правового статуса будет развиваться в том же векторе, нельзя исключать, что важнейшую транспортную артерию европейской части России придется уничтожать нам, совершая маневр войск из Крыма в Краснодарский край.