Эпатажный музыкант, чье творчество в советское время всеми силами блокировалось КГБ, но восхвалялось в Европе, ушел из жизни после 20 лет затворничества.
В Санкт-Петербурге на 89-м году жизни скончался советский и российский композитор, автор музыки ко многим кинолентам и спектаклям Олег Каравайчук.
О смерти гениального музыканта СМИ написали со ссылкой на знакомого усопшего - архитектора Юрия Аввакумова. Также об уходе из жизни эпатажного деятеля культуры говорится в сообщении Фонда композитора.
«Друзья, сегодня утром не стало Олега Николаевича Каравайчука. О церемонии прощания сообщим позднее. Фонд Олега Каравайчука», - гласит скорбный пост.
«Ох. Неземной человек, спасибо за творчество и за Вас самого...», - отреагировали поклонники, что неудивительно, ведь Каравайчук имел репутацию крайне эксцентричного и даже странного «человека-мифа», параллельно с миром классической музыки подающего свою собственную «нотную вселенную».
Писать музыку для кино композитор начал в 50-х, утверждая, что «это было единственным его творчеством, которое не запрещал КГБ». Подарил зрителю осты к таким лентам как «Мама вышла замуж», «Монолог», «Город мастеров», «Нога». Но основной страстью деятеля оставалось все-таки создание собственных уникальных произведений и исполнение шедевров от корифеев классической музыки.
Композитор родился в семье скрипача, которого арестовали, когда Олегу было два года. Всю жизнь спецслужбы пытались контролировать и самого Каравайчука: его концерты запрещались, периодически преследовалась вся его семья, его сочинения изымались, до сих пор многие не выпущены и хранятся в архивах. Множество его произведений по сей день не известны российской публике, хотя он писал музыку и к балетным постановкам, и ездил с выступлениями за границу, где его называли «гением».
Всего два раза Каравайчук давал официальные крупные концерты. Первый - на сцене Ленинградского Концертного зала (ныне Концертный зал у Финляндского) едва не закончился скандалом. Второй состоялся спустя 20 лет (в 1984 году) в Доме актера им. К. С. Станиславского. Перед артистами Ленинградского театра Олег Николаевич выступил в качестве виртуозного пианиста, исполняя Мусоргского и Бетховена. В остальное время Каравайчук предпочитал участвовать во всевозможных перфомансах (с наволочкой на голове, лежа и так далее).
Почти всю свою жизнь мужчина прожил с матерью на Васильевском острове, где и заработал прозвище «сумасшедший композитор», так как смущал даже продавщиц в продуктовых магазинах своим эксцентричным видом (берет, очки, длинные нечесаные волосы) и попытками завести философский разговор. В 90-е, окончательно устав от гонений, Олег Николаевич стал затворником, время от времени все-таки принимая участие в исключительно интересующих его с точки зрения творчества проектах, несмотря на финансовые сложности. В последние годы музыкант все-таки выходил на сцену в меру своих физических возможностей.
Ранее сообщалось, что в Алма-Ате на 42-м году жизни скончался актер театра и кино Дмитрий Мирон.