Чтобы снизить стоимость авиаперевозок, минтранспорта РФ предложило ввести так называемые «невозвратные билеты». Так, если пассажир вдруг откажется от полета, он не сможет сдать билет и вернуть потраченные на него деньги. Таким образом, с авиакомпаний снимут часть финансовой нагрузки, а в стране «приживутся» бюджетные авиалинии.
Чтобы все понимали: стоимость билета на самолет, как и билета, скажем, на поезд, формируется из нескольких составляющих. Кроме непосредственно работы авиакомпании придется оплатить используемый в полете керосин (треть цены – расходы на закупку топлива), а также страховку на случай как раз таки отказа от полета. То есть Вы платите «на всякий случай». На такую вот страховку отечественные авиакомпании ежегодно закладывают до 36 млрд рублей. А в Минтранспорта хотят, чтобы «как в поезде»: «Не хотите брать белье – не платите, не нужна страховка на случай ЧП – вычитаем» (хотя в поездах невозвратных билетов нет – это пока – ред.) и так далее. То есть пассажир может сам решить – брать авиабилет подороже - с возможностью возврата или наоборот.
Если «невозвратные билеты» одобрит Госдума, билеты в эконом-классе, по мнению авторов инициативы, подешевеют на 15%. Сегодня пассажир может вернуть полную стоимость билета, предупредив об отказе от полета не меньше чем за 24 часа, а если позже – то 25% от цены. В минтранспорте уверены, что такие правила мешают формированию нормальных расценок, именно потому, что в стоимость заранее заносят риск об отказе от полета. Также снизить цены на авиаперевозки можно за счет отмены НДС и развития альтернативных топливно-заправочных систем в аэропортах, что помогло бы сэкономить на топливе.
Правительство уже пошло на встречу Минтранспорта осенью 2013 года, когда разрешило российским авиакомпаниям брать с пассажиров плату за транспортировку багажа и за горячее питание. Теперь эти услуги относятся к «услугам повышенной комфортности» и не входят в изначальную стоимость авиабилета. Кроме того, правительство разрешило российским авиаперевозчикам привлекать иностранных пилотов. Современный институт воздушного транспорта РФ страдает от нехватки квалифицированных кадров, пилотов - в первую очередь. С 1995 по 2009 года отечественные летные училища выпустили всего 160 пилотов (на подготовку каждого уходит по 3-4 года), а увольняются с «летной работы» ежегодно до 700 человек. Чтобы удовлетворить растущие потребности россиян в авиаперевозках необходимо привлекать сотрудников «со стороны».
Против введения «невозвратных билетов» возражают разве что в Союзе потребителей России. И это неудивительно, ведь подобное нововведение имеет «две стороны медали». Принятие «билетов без возврата» может иметь обратный эффект – повысить средние цены на авиаперевозки. Инициатива «не состыкуется» с современным законодательством – в 32 статье закона РФ указано, что потребитель имеет полное право отказаться от оговоренных услуг и вернуть деньги, при условии оплаты уже понесенных расходов другой стороны.
Максим Соколов, министр транспорта РФ, в свою очередь, настаивает, что данное нововведение необходимо, так как поможет снизить финансовую нагрузку с авиакомпаний, что и приведет к удешевлению полетов. Подобная практика – норма во всем развитом мире: пассажир сам выбирает, что ему нужно в полете и за что ему нужно платить. Кроме того, введение «невозвратных билетов» поможет созданию в стране эффективного лоукостера (бюджетных авиалиний), работающего по еще более низким ценам.
Минтранспорта хочет создать для лоукостера условия, в которых реально снизить цены на билет, тогда как современный отечественный авиарынок – монополизирован. Да, для того, чтобы бюджетные авиалинии «прижились» придется пересмотреть действующие правила и Воздушный кодекс РФ, - только тогда «юный» российский лоукостер сможет соперничать с мировыми гигантами.
«За» любые новшества и успех бюджетных перевозок выступают и российские туроператоры. В стране увеличится туристический поток, наконец, будет положен конец спорам о возврате авиабилетов на чартерных рейсах, когда пассажиры требуют вернуть деньги, а туроператоры вынуждены оплачивать и освободившиеся места, так как договор о чартерных перевозках не предусматривает возможность возврата.
Сейчас инициативу рассматривают в Госдуме. Независимые эксперты утверждают, что независимо от планов минтранспорта, нововведение вряд ли серьезно понизит стоимость авиабилетов, а, что более вероятно, поднимет планку минимальных тарифов.
Самое интересное: