Соответствующую инициативу по поручению Правительства РФ подготовит Минстрой.
В России планируется сократить нормы количества стоянок для авто у строящегося жилья. А для тех, кому не хватит места, начнут возводить платные парковки. Подается как «гибкое нормирование количества стоянок». Инициатива исходит из Правительства РФ, а Минстрою предстоит облечь ее в рамки конкретного нормативного акта. Конечная цель инициативы - «снижение давления на транспортную сеть городов»: то есть неудобством и новыми поборами автомобилистов будут вынуждать не использовать машины.
Те, кто живет в новых высотках хорошо знает, как «удобно» парковаться по вечерам. Не говоря уже о массе конфликтов, которые возникают из-за свободного места для машин. Судя по всему, в Правительстве решили, что люди слишком хорошо живут, а бедные строители очень перегружены действующими нормами создания паркингов и стоянок рядом с жильем. Поэтому решили быт автомобилистов усложнить, а застройщикам – дать послабление.
Заодно в стране начнет формироваться новый «институт» изъятия излишков денег у владельцев машин: строительство и функционирование крупных платных парковок. Понятно, что сейчас никто не обсуждает возможное регулирование тарифов в таких бизнес-проектах, как – и их удобство для жителей многоэтажек. По факту же, как обычно, все будет и некомфортно, и дорого. Но это никого в Правительстве не смущает. С 2026 года оно намерено ввести «гибкое нормирование» количества машино-мест на участках под многоэтажную застройку. Минстрою поручено изменить нормы к декабрю 2025-го.
Любопытно, что среди аргументов Правительства - «снижение давления на транспортную сеть городов». Вопрос в том, что теоретически – сделай власти все удобно и дешево – меньше машин на дорогах не станет. Напротив, людям придется нарезать на них больше кругов, чтобы сначала высадить семью у дома, а потом отправиться на платную стоянку. Ну, и в обратном порядке.
А вот чтобы «снизить давление» надо уменьшить число автомобилей, как таковых. То есть, по сути, инициатива изначально направлена на то, чтобы создать для россиян такие условия, при которых они будут или отказываться от покупки «железных коней», или - реже ими пользоваться.
Само собой, никто не собирается увязывать подобные инициативы с вопросом обеспечения населения качественным и эффективным городским транспортом. Т.е. людей просто будут вынуждать меньше пользоваться машинами. Но тех, кто от них откажется, ждет ад переполненного, нерегулярного и устаревшего городского транспорта.
В общем, к 2026 году строить многоэтажные здания будет можно с минимальным количеством парковок. Тем, кто уже заселился, радоваться рано: логично, что лишенные машино-мест люди, будут, в первую очередь, пытаться поставить авто в соседних дворах. Значит, придется территорию огораживать, ставить шлагбаумы и т.д.: а это, так или иначе, повлияет на число парковок или удобство маневрирования.
Кстати, даже по нынешним нормам для одного комплекса экономкласса предусмотрено 0,1 машино-места на квартиру. Ну, то есть, предполагается, что из 10 семей только у одной есть авто. Насколько это соответствует реалиям, каждый может судить по своему опыту. Но даже абстрактная логика подсказывает, что люди, сумевшие, пусть и в ипотеку, купить новую квартиру, скорее всего, хотя бы старенькую машину, но тоже смогли «потянуть».
Профессор Высшей школы экономики (ВШЭ), эксперт по градостроительству Михаил Блинкин в комментарии «Известиям» заявил, что «мы движемся к ситуации, когда владение автомобилем в большом городе становится непозволительной роскошью».
Тонкость в том, что хорошо развитый общественный транспорт – до сих также является «непозволительной роскошью» для подавляющего большинства российских муниципалитетов. Изменив ситуацию с ним, людей можно пересадить с машин на автобусы и без драконовских ограничений. Но вкладываться в городской транспорт мегаполисов дорого и долго. Намного проще в очередной раз надавить на простых автомобилистов, и заодно помочь строительному лобби, которое измучено снижением сверхприбылей на фоне подорожавшей ипотеки.