Евраев сдал в плен транспортную систему Ярославской области петербургским перевозчикам

ОБЩЕСТВОПрокомментируйте новость
Евраев сдал в плен транспортную систему Ярославской области петербургским перевозчикам

Ярославская область пожинает первые плоды транспортной реформы, инициированной губернатором Михаилом Евраевым. Это уже привело к уничтожению местного госперевозчика ПАТП-1 и его замене на компании из Петербурга, родного города Евраева. Жители региона уже страдают от последствий такой рокировки, а новый транспорт закупается по ценам втрое выше соседней Костромской области. 

Весь процесс происходит в рамках действующей системы госзакупок, которую создавал именно Евраев за годы работы в ФАС. Высокопоставленные чиновники и эксперты неоднократно и жестко критиковали регулирующие сектор закупок законы за авторством Евраева, прямо называя их коррупционными. На их защиту встал лишь «ученик» Евраева Алексей Навальный – экстремист, осужденный за мошенничество.

Ярославцам не нашлось места в Ярославской области

В октябре 2021 года временно исполняющим обязанности губернатора Ярославской области был назначен петербуржец Михаил Евраев. Он сразу выбрал одним из ключевых направлений своей деятельности реформу транспортной системы региона, причем весьма своеобразными методами. Спустя всего месяц после назначения он сделал резонансное заявление о привлечении в регион новых компаний, контракты с которыми предполагалось заключать без проведения обязательных аукционов.

«Те меры, которые были приняты, оказались недостаточными. По-прежнему не хватает водителей. Не хватает автобусов. Поскольку перевозчики, которых в июле привлекла мэрия, с этой работой справиться не могут, мы будем дополнительно приглашать новые транспортные компании. Ярославцам нужна нормальная работа общественного транспорта. Закон позволяет нам в экстренных ситуациях, а я оцениваю ситуацию как форс-мажорную, принимать такие решения. Думаю, мы в течение двух-трех дней выйдем на решения, которые позволят в ближайшее время нормализовать обстановку и новым перевозчикам выйти на маршруты», - заявлял на тот момент еще врио губернатора Ярославской области Евраев.

Предполагалось, что мера эта временная и экстренная, а ситуацию в целом должна исправить инициированная Евраевым транспортная реформа, которая и началась с 1 января 2023 года.

Михаил Евраев

В целях проведения реформы Михаилом Евраевым был учрежден единый оператор пассажирских перевозок в лице ГУП ЯО «Организатор перевозок Ярославской области», заработавший с 28 декабря. С 1 января он начал активно заключать контракты с подрядными организациями. На этот раз обошлось без закупок у единственного поставщика, тендеры проводились методом электронного аукциона. Но, по некоему случайному совпадению, потенциальные перевозчики не стали конкурировать между собой и таким образом распределили заявки, что в каждом тендере приняла участие только одна компания, с которой в итоге и заключался контракт по максимально возможной цене.

Согласно данным «СПАРК-Интерфакс», крупнейшими подрядчиками «Организатора перевозок Ярославской области» стали три компании – «Транспорт Ярославии», «Стартранс» и «Первая пассажирская компания». Из распределенных 57,4 миллиарда рублей они в совокупности получили 49,2 миллиарда. 

С января «Транспорт Ярославии» на 51% принадлежит Ярославской области через АО «Ярославское автотранспортное предприятие». Остальная доля находится у частной компании «Контроль-Сервис» — это дочернее предприятие московского холдинга «Группа Мовиста», его подразделения обслуживают транспортные системы сразу нескольких регионов России. 

Ранее «Транспорт Ярославии» принадлежал «Группе Мовиста» на 100%, носил название «Мовиста Северо-Запад» и, что самое интересное, был зарегистрирован в Санкт-Петербурге, родном городе Михаила Евраева. Вероятно, изначально очередной филиал «Мовисты» создавался под транспортную реформу в Петербурге, начавшуюся в апреле 2022 года, но по каким-то причинам этим планам не суждено было сбыться, и юрлицо переехало сперва в Москву, а затем в Ярославль уже под новой вывеской. Стоит отдельно упомянуть, что другой структуре холдинга в лице «Мовиста регионы Ярославль» Михаил Евраев уже отдал на 20 лет всю трамвайную сеть Ярославля, за что региону еще предстоит заплатить 50 миллиардов рублей.

Петербургский след крупнейшего транспортного подрядчика Ярославской области можно было бы списать на совпадение, если бы не одно «но». Третий по объему полученных контрактов подрядчик в лице «Первой пассажирской компании» также имеет петербургские корни, предприятие принадлежит холдингу «Питеравто» бизнесмена Леонида Бондаренко.

Таким образом, два из трех крупнейших транспортных подрядчиков Ярославской области пришли из Петербурга, оставшийся «Стартранс» зарегистрирован в Москве, где также работает. В то же время крупнейший ярославский перевозчик ПАТП-1, принадлежащий мэрии Ярославля, в новой транспортной системе Евраева оказался лишним и фактически ликвидирован, причем по инициативе губернатора. При этом автобаза ПАТП-1 была передана в аренду «Транспорту Ярославии».

Формальной причиной отказа от услуг ПАТП-1 Евраев назвал отсутствие у городского автопарка нового транспорта, а регион якобы не должен тратить миллиарды на закупку автобусов, когда есть частные компании уже со своим транспортом.

«Для жителей важно получить качественный транспорт. А это миллиардные вложения. Мы не будем объявлять конкурс и говорить: «Все с новым транспортом приходят, а городское предприятие может со старым». Есть общее требование. Для того чтобы его выполнить, бизнес привлекает самостоятельно огромное количество денег, берет эти автобусы и выходит на торги сам с новыми автобусами. Наши предприятия областные и муниципальные не имеют возможностей, чтобы пойти и закупить автобусы по всей области. У нас задача — депо сохранить, не потерять базу. Потому что кредиторы спрашивают, а когда каждое предприятие вернет 300–350 млн», - заявил Евраев.

Свое заявление о ПАТП-1 губернатор сделал в конце марта текущего года. Оно не лишено логики и соответствует целям обновления автопарка региона. Вот только к тому времени «Организатор перевозок Ярославской области» уже успел объявить тендеры на межмуниципальные перевозки и в конкурсной документации отсутствовали какие-либо требования к возрасту транспорта. А в сентябре 2022 года Михаил Евраев на встрече с рабочими Ярославского завода дизельной аппаратуры и вовсе обещал приобрести за счет бюджета почти 700 новых автобусов. 

Как наглядно видно, у руководства области были все ресурсы для сохранения и поддержки местного перевозчика ПАТП-1. Тем более, что пример подобной работы имеется в соседней Костромской области, где в апреле местные власти приобрелидля своего предприятия ПАТП-3 118 автобусов ЛИАЗ (52 ЛИАЗ-529265 и 66 ЛИАЗ-429260) за 480 миллионов рублей. Для сравнения, в также в апреле «Транспорт Ярославии» без проведения торгов совершил закупку 216 аналогичных автобусов ЛИАЗ (129 ЛИАЗ-529265 и 87 ЛИАЗ-429260), но уже почти за 3 миллиарда рублей. 

То есть объем партии вырос менее чем вдвое, но для ярославского бюджета цена оказалась больше почти в 6 раз. Соотношение, мягко говоря, не в пользу Ярославля.

Отец закупочной коррупциогенности

Учитывая приведенную информацию, складывается устойчивое впечатление, что ключевой целью реформы Михаила Евраева может являться избавление от ярославских перевозчиков и их замена на лояльные компании из Петербурга, которые теперь за бюджетный счет закупают технику по в разы завышенным ценам. Такая версия подкрепляется и тем фактом, что Михаил Евраев отлично разбирается в системе тендеров и госзакупок, ведь именно он лично ее и создавал, будучи начальником управления Федеральной антимонопольной службы по контролю за размещением государственного заказа.

Свою карьеру Михаил Евраев начинал в качестве политика, причем либерально-оппозиционного – в 1999 году он вступил в партию «Яблоко» Григория Явлинского. Уже в 2000 году Евраев занимался разработкой программы зампреда «Яблока» Игоря Артемьева на выборах губернатора Петербурга. 

Выборы Артемьев успешно проиграл, но в 2004 году получил высокое назначение и возглавил Федеральную антимонопольную службу, которой руководил 16 лет. В ФАС из Петербурга Артемьев привел сразу нескольких «яблочников», ключевыми из которых оказались Вадим Владимиров и Михаил Евраев. С 2005 по 2013 годы Владимиров занимал различные посты в федеральных и региональных структурах антимонопольного ведомства, пока прочно не обосновался в родном Петербурге. Под бдительным оком Владимирова город превратился из Северной столицы в столицу картельную. Противозаконные сговоры проникли практически во все сферы – медицина, ЖКХ, строительство, социальное питание.

Во многом этому способствовали «дыры» 94-ФЗ «О госзакупках». Будучи главой Счетной палаты Сергей Степашин назвал этот закон «одним из самых коррупциогенных в России». На защиту 94-ФЗ сразу встала ФАС.

Сергей Степашин

«Мы не понимаем, почему коллегия СП использует оценки трех-четырехлетней давности, СП не запрашивала у нас информацию о современном состоянии дел. Система муниципального и госзаказа выздоравливает, а закон N 94 — главный закон для борьбы с коррупцией», - приводит «Коммерсантъ» слова Михаила Евраева, на тот момент начальника отдела закупок ФАС.

Позиция ФАС предсказуема, ведь само ведомство и является разработчиком закона. В свое время такой подход раскритиковал Алексей Ульянов, это один из «яблочников», пришедших в ФАС вместе с Артемьевым, а в настоящее время директор Института повышения конкурентоспособности.

«ФАС сам контролирует и сам же пишет себе законы. Товарищ Сталин придерживался лозунга «разделяй и властвуй», а на Западе просто существует принцип разделения властей. У нас почему-то все в одних руках — поэтому всегда будешь беленький и пушистый», - приводит слова Ульянова Lenta.ru.

По словам Ульянова, в ФАС Евраев полностью взял под свой контроль всю тему госзаказа и по сути он является автором 94-ФЗ со всеми его «коррупциогенными» составляющими.

«Он очень хвастался тем, что, мог «недалеких депутатов» — эпитеты при этом были самые разные — «обводить вокруг пальца». Евраев, например, смог провести неоднозначные поправки в закон о поддержке Дальнего Востока. Во втором чтении было проведено 150 страниц текста, которые никакого отношения к региону не имели, но кардинально меняли систему закупок в стране», - рассказал эксперт.

Летом 2011 года заместитель министра экономического развития России Алексей Лихачев дал резонансное интервью, которое положило начало разработке нового 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок для государственных служб». 

«В первую очередь сегодня мы имеем недоверие общества к системе государственных закупок, к процедурам, открытости и честности проведения госзаказа. Причем недоверие у всех: и у бизнеса, и у самих чиновников. Существующие ныне процедуры позволяют участвовать в размещении заказа и побеждать поставщикам с низкой квалификацией, не обладающим возможностями для исполнения государственного или муниципального контракта. Кроме того, предусмотренные законодательством механизмы обеспечения качества в основном направлены на применение санкций к поставщику по факту невыполненного контракта. В результате мы имеем двойной ущерб: не выполнен заказ по закупке товаров, работ и услуг необходимого качества, бюджетные средства не освоены и возвращены в бюджет. Более того, с 2006 года регистрируется кардинальное увеличение государственного заказа, размещаемого на внеконкурсной основе, - антикоррупционный потенциал 94-ФЗ исчерпан», - констатировал Лихачев.

Михаил Евраев предсказуемо встал на защиту своего детища. Куда неожиданнее, что на защиту коррупционного закона встал другой известный «яблочник» - в прошлом «борец с коррупцией», а ныне осужденный за мошенничество экстремист Алексей Навальный. На публичных дебатах с ректором Высшей школы экономики Ярославом Кузьминковым Навальный три с половиной часа пытался доказать эффективность ФЗ-94.

Связь Евраева с Навальным оказалась не случайна. По словам депутата ЗакС Петербурга от «Яблока» Бориса Вишневского, именно Евраев учил Навального искать коррупцию в госзакупках, проводившихся по 94-ФЗ.

«Когда-то именно он научил Алексея Навального искать коррупционные заказы на сайте госзакупок. Во всяком случае, так мне рассказывали. Я думаю, что он будет неплохим губернатором. Это умный и приличный человек, очень дотошный, справедливый по жизни. Не помню за ним непорядочного поступка за все 20 лет, что я его знаю. Мы рядом жили на Васильевском острове, он мой сосед», - заявил Вишневский.

Тем не менее, «яблочникам» во главе с Евраевым не удалось отстоять свой закон о госзакупках, но новый 44-ФЗ вновь доверили разрабатывать ФАС, пусть и в согласовании с Минэкономразвития. В 2013 году новый закон был принят. Уже в 2017 году Центр стратегических разработок опубликовал доклад о ключевых проблемах системы госзакупок, из которого следует, что ситуация практически не изменилась. 

«Можно сказать так: он является прародителем 94-го закона и той худшей части 44-го закона, которая перекочевала из старого закона. Многие негативные аспекты 94-го закона были инкорпорированы в 44-й. А потом Артемьев с Евраевым «отыграли назад», и теперь уже не понять, какой закон лучше или хуже, — они друг друга стоят. Система закупок — это 30 процентов экономики страны. И что мы имеем в сухом остатке? Мы допустили монополизацию рынка, пустили иностранных поставщиков туда, куда мы могли бы их и не допускать, поддерживая программы импортозамещения, убили малый и средний бизнес. Сейчас госкомпаниям навязывают закупки малого бизнеса, и никто не говорит, что в закупках самого малого бизнеса, если исключить госкомпании, они составляют всего один процент. Потому что на аукционах малый бизнес победить не может — победит обязательно фирма-однодневка. А об этом никто говорить не хочет, к сожалению. Так что мы имеем абсурдную, извращенную систему», - дал оценку 44-ФЗ Алексей Ульянов.

Как следует из приведенных фактов и мнений экспертов, именно Михаил Евраев является автором всей российской системы госзакупок и регулирующего ее законодательства. Благодаря этому и под надзором близкого соратника Евраева Вадима Владимирова Петербург был превращен в картельную столицу России, следующей может стать Ярославская область. Инициированная Евраевым транспортная реформа региона привела к фактическому уничтожению местных перевозчиков и их замене на земляков Евраева из Петербурга. Из регионального бюджета они уже получают десятки миллиардов рублей и втридорога закупают технику. Все это легко и непринужденно происходит в рамках госзакупок, систему которых придумал и воплотил в жизнь действующий губернатор Ярославской области Михаил Евраев. Можно ожидать, что и остальные сектора экономики региона могут подвергнуться аналогичным «реформам».

Метки
Комментировать
Эту новость прокомментировали раз

Есть запрет и нюанс: в МАГАТЭ удивились запрету США на российский уран

В МИРЕ

Гендиректор международной организации Рафаэль Гросси признался, что вообще не получал никакой информации о санкциях против низкообогащенного урана из РФ.

Самые ходовые и дешевые: россиянам пообещали рост цен на продукты до 30%

ОБЩЕСТВО

Подорожает практически все то, что ежедневно используется на столе, предупредил аналитик Иван Федяков..

Дождались: семейная пара в Крыму кошмарила соседей криками с обещаниями "вешать москалей"

ОБЩЕСТВО

Живущие в Евпатории супруги Авдеевы слишком активно ждали украинских боевиков, распевая во все горло нацистские песни.