
Продюсеры фильма сделали ставку на длительный скандал между Гариком Харламовым и Ларисой Гузеевой.
30 ноября в российский прокат вышла отечественная комедия «Теща». Главные роли в картине исполнили Гарик Харламов, Лариса Гузеева, Настасья Самбурская и Александр Лыков. Снял картину режиссер Аскар Узабаев.
Продюсеры фильма сделали ставку на многолетний скандал между Гариком Харламовым и Ларисой Гузеевой, который разворачивался у всех на виду в социальных сетях знаменитостей. Все началось с того, что Гарик Харламов высмеял шоу Гузеевой «Давай поженимся», после чего актриса ответила ему в той же манере. Это послужило поводом для продолжения «троллинга» Гузеевой, которым Харламов занялся практически на регулярной основе.
Скандал в итоге разрешился весьма неожиданно. Выяснилось, что Гузеева и Харламов сойдутся вместе на ринге киноплощадки, где в образах ненавидящих друг друга тещи и зятя, наконец, смогут вволю потаскать друг друга за волосы и выпустить накопившийся пар.

Неизвестно, насколько эта идея понравилась самим артистам, но, тем не менее, оба дали согласие на съемки. Ожидается, что фильм сможет привлечь интерес зрителей и заработать хорошую кассу, а от денег, как известно, шоумены отказываться не привыкли. Да и помакать друг друга лицом в праздничный торт – дело довольно увлекательное, но об этом чуть позже.
Как Витя и Ольга Николаевна шубу делили
По сюжету Ольга Николаевна (Лариса Гузеева) – глава семьи, сильная и властная женщина, которая не очень-то жалует своего зятя Виктора (Гарик Харламов) – актера-неудачника, который зарабатывает на жизнь случайными заработками.

Ольга Николаевна привыкла командовать. У нее не забалуешь. На задних лапах перед женщиной ходит не только муж ее Роман Павлович (Александр Лыков), но и весь коллектив возглавляемого ею домуправления. Что уж говорить про зятя Виктора, которому сам Бог велел впасть в немилость к теще.
При этом Ольга Николаевна не скупится на унижения. Она выставляет зятя на посмешище перед своими гостями, что толкает Витю на отчаянный шаг: изрядно набравшись, он макает тещу лицом в торт. Теща отвечает тем же. В итоге, когда все ложатся спать, происходит волшебство, и Ольга Николаевна и Виктор меняются телами.
И теперь теще в теле зятя предстоит пройти очень важный для Виктора питчинг стартапа, а зятю в теле тещи, в свою очередь, необходимо объяснить нагрянувшей комиссии, почему во дворе нет новогодней елки, в то время как деньги на ее покупку давно истрачены.

По сути, в этом и заключается вся сюжетная интрига. Ольга Николаевна в теле зятя не может расстаться с подаренной ей на день рождения шубой, а зять в теле тещи отрывает у шубы рукав. С этого момента и стартуют основные приключения, которые, как это водится в легких комедиях, просто обязаны привести к «хэппи энду».
Смеяться или плакать?
Не зацикливаясь на том, что прием с обменом телами в российских комедиях не использовал только ленивый (начиная первой частью фильма «Любовь морковь» (2007, 12+) и заканчивая совсем недавним «Вася не в себе» (2023, 16+)), не станем обращать внимание на эффект новизны. Смиримся с тем, что картина «Теща» - нишевая, и ее никогда бы не случилось, если бы не произошел скандал между Гузеевой и Харламовым.

Поэтому не будем предъявлять к фильму высокие требования как к произведению искусства, а вместо этого просто попробуем принять его таким, какой он есть (как ту же самую тещу). Если, конечно, это у нас получится.
Итак, собственно о юморе. Зритель давно привык к тому, что Гарик Харламов часто и довольно удачно шутит. В основном это происходит на сцене или в его социальных сетях. Однако киноюмор – это не совсем «стендап», в нем работают несколько иные законы.

Одно дело – эстрадная миниатюра. Другое дело – полнометражное кино, продолжительностью более полутора часов, где мало кривляться и строить рожи. Нужно вытянуть драматургию, которую, конечно же, должны грамотно «прописать» сценаристы. Но как раз именно с драматургией часто случается беда. Именно поэтому предыдущие фильмы с таким смешным и находчивым самородком Гариком («Самый лучший фильм» (18+), «Гусар» (18+) и т.д.) оказались в плане юмора весьма заурядными.
Что касается «Тещи», то в этом фильме есть несколько приличных (в плане эффекта) шуток, от которых хочется засмеяться в голос. Однако большей частью фильм кажется скучноватым. Как будто создатели картины так до конца и не придумали, на чем именно строить комедийные ситуации после того, как зять и теща обменялись телами.
Кто побеждает?
Общим музыкальным фоном картины «Теща» является известная песня Стаса Михайлова «Все для тебя…», которая очень нравится Ольге Николаевне, а также миллионам российских женщин «забальзаковского» возраста. Песня неплохо создает настроение праздника: сначала дня рождения тещи, а затем и приближающегося Нового года.

Если говорить о самой киноистории, то она, разумеется, не уникальна. Гораздо интереснее наблюдать за тем, как вписываются в нее Харламов и Гузеева. Харламов, как известно, хорош, когда играет Харламова, то есть самого себя. В «Теще» персонаж Харламова довольно близок к оригинальной харизме шоумена. Кому, как ни Харламову, понимать актера-неудачника, мечтающего об успехе. Ведь когда-то Гарик начинал с игры в обычной команде КВН и далеко не сразу стал знаменитым.
Заметно, что Харламову довольно легко играть Виктора. Но даже, когда в тело Вити вселяется дух Ольги Николаевны, шоумен довольно неплохо отыгрывает и «женщину в мужском теле». За перевоплощение Гарику можно поставить твердую пятерку. Общую картину портит лишь тот факт, что Харламову не всегда есть, что отыгрывать: и здесь виной, скорее всего, не он, а хромающая драматургия.

Что касается Ларисы Гузеевой, то, известная в прошлом по замечательной игре в «Жестоком романсе» (12+) актриса, в «Теще» как будто целенаправленно халтурит. Всей своей слегка ленивой игрой Гузеева как будто говорит зрителю: «Я сама не хотела, меня заставили, поэтому я сильно стараться не буду. Уж простите».
Ярким персонажем является Роман Павлович (Александр Лыков), муж Ольги Николаевны, который многие годы ведет двойную жизнь. Прикидываясь дома подкаблучником, за пределами родных стен он представляется вдовцом и весьма успешно похищает сердца одиноких женщин.

Менее заметным на фоне остальных является персонаж Настасьи Самбурской (дочери Ольги Николаевны и жены Виктора), который в большей степени необходим для статистики.
После финальных титров складывается ощущение, что фильм «Теща» своей харизмой вытягивает исключительно Гарик. Гузеева на его фоне смотрится слишком бледно. И, если уж рассматривать это кино как актерскую схватку Харламова и Гузеевой, то в ней однозначно побеждает Харламов. Хотя, честно говоря, хотелось бы, чтобы было наоборот.

Фильм заканчивается трогательной драматической сценой, которая заставляет задуматься о вечном: о любви, о верности и о взаимном уважении. Есть ощущение, что картина «Теща» все же не поставит жирную точку в «противостоянии» Харламова и Гузеевой, а значит, мы, возможно, еще увидим продолжение.