Несмотря на рыночные времена, застройщики и население ориентируются на власть в первую очередь.
Интересный феномен, мало кем замечаемый, крупные города в регионах, но не областные столицы, а, так сказать, вице-столицы, остаются обойденными на нынешнем празднике жизни. Если в центрах областей и республик жизнь бьет ключом – о чем регулярно отчитывается строительный вице-премьер Марат Хуснуллин, рассказывая о сданных метрах жилья, общественных пространствах и прочем, то в городах уровнем ниже, ситуация не такая однозначная.
Более того, кое-где, по сравнению с советскими временами есть откат. Кемеровская область отличалась тем, что была одной из двух в СССР, где столица – Кемерово, была меньше по численности населения Новокузнецка. Жители последнего гордились этим фактом, и посматривали свысока на кемеровчан. В советскую эпоху вложения определялись в Москве, и было решено развивать именно юг области. Новокузнецк был старше Кемерово (оно вообще было деревней в царские времена), в нем имелись гиганты металлургии, известные на всю страну.
Но после 1991 года ситуация поменялась, теперь уже все решала близость к местной власти. Постепенно Новокузнецк начал утрачивать свой блеск. Я как раз работал в конце 1999 года в нем на выборах, и увидел какой сильный там патриотизм, переходящий в горькую обиду на Кемерово. Город хирел и хирел. Особенно сильным разрыв стал в последние годы, после назначения губернатором Сергея Цивилева.
В областной столице развернулось мощное строительство, возникали целые жилые кварталы с нуля, много денег вкладывалось по федеральным программам – возведение театрально-музейного комплекса, Олимпийского парка с ледовым дворцом и «Кузбасс-Ареной», суворовского училища, квартала юстиции, а теперь еще и университетского кампуса. А в Новокузнецке в это время - ничего подобного. Достаточно сравнить показатели по жилью, как пишут местные СМИ, в Кемерово в 2022 году ввели 280 000 квадратных метров жилья. За это же время в Новокузнецке сдали 94 000 квадратных метров. Таким образом, при примерно равном населении на одного кемеровчанина получился 0,51 квадратного метра, а на одного новокузнечанина – 0,18 квадратного метра. Мэр приводил, отговорку, что тут дороже на 30% строить дома из-за требований к безопасности на случай землетрясения. Но в Сочи или Махачкале это почему-то строить не мешает.
Что удивительно, экономический потенциал в Новокузнецке все равно выше – и четыре завода черной и цветной металлургии, и мощные шахты, и рядом горнолыжные курорты. Но деньги идут в Кемерово, и основная стройка там. Правда губернатор Цивилев пообещал, что часть кампуса будет построена в Новокузнецке, но кто знает – дойдут ли до того руки? А в Кемерово для него все готово, и площадка и прочее.
Мэр Новокузнецка самокритично признает бедственное положение города, обещает ускорить масштаб строительства жилья, но понятно, что в обозримом будущем город так и останется периферией на фоне процветающего Кемерово. И также понятно, что Кемерово как столица, так и будет перехватывать основные деньги из федерального центра.
Второй областью, где столица была меньше, являлась Вологодская область. Вологда на фоне промышленного гиганта Череповца вообще казалась деревней. И что сегодня? В 2022 году в ней построено 185 тысяч квадратных метров жилья, а в гиганте – 133 тысячи. Пример Череповца, как и Новокузнецка показывает, что никакой промышленный потенциал не является панацеей. Заводы в провинции, а жилье, инфраструктура, театры и музеи - в центре. Все решает административный ресурс.
Можно использовать не абсолютные, а относительные показатели, поскольку в других случаях вице-столицы значительно меньше по населению. Сравним по объему введенного жилья на одного человека в 2022 году, Екатеринбург - 1,00 и Нижний Тагил - 0,12, Челябинск - 0,48 и Магнитогорск - 0,40, Самару - 0,55 и Тольятти - 0,17, Казань - 0,67 и Набережные Челны - 0,53, Ростов-на-Дону - 1,06 и Таганрог - 0,56, Хабаровск - 0,37 и Комсомольск-на-Амуре - 0,08, Иркутск - 0,51 и Братск - 0,11, Нижний Новгород - 0,46 и Дзержинск - 0,24, Оренбург - 0,75 и Орск - 0,19. Я специально беру области и республики с крупными вице-столицами. Как видим, разрыв иногда просто драматический, как в случае с Самарой и Тольятти, или Екатеринбургом и Нижним Тагилом.
Вроде бы в Тольятти – и АвтоВАЗ, и мощные химзаводы, и Волга, и Жигулевские горы, и сосновые боры, а ничего это не дает. Я этим летом побывал там впервые. Город явно недофинансирован. Достаточно сказать, что срочно уехать в Москву - проблема. Регулярных автобусов нет, самолетов тем более, поезд ходит раз в два дня или что-то вроде того, по крайней мере, так просто билет не купишь, до Самары – 70 км. Я смог вырваться оттуда, только проявив максимум смекалки, и найдя совершенно левый маршрут автобуса аж из Оренбурга на Санкт-Петербург (названия – память о немецком засилии в XVIII веке), который останавливается на краю Тольятти на какой-то помойке и нигде ни в каких справочниках не указан. Местные на вопрос – а как вы ездите в Москву? - отвечали: «а мы туда не ездим».
Могу привести пример своего родного Новомосковска Тульской области. В 90-е я приезжал туда из Тулы как на праздник, настолько ухоженным и чистеньким был город, выгодно отличаясь от Тулы, запущенной, пыльной, обветшалой, с обилием ветхого жилья. Сегодня же она далеко обогнала Новомосковск. Промышленная столица региона, центр иностранных инвестиций («Проктер энд Гэмбл» и «Гипс-Кнауф») на фоне Тулы как деревня. В ней все блестит и сияет, смелые градостроительные решения, городские зоны отдыха, а там почти ничего. За последние годы только одна стройка интересная – школа-интернат для одаренных детей. А в Туле – и суворовское училище, и стадион, и ледовый дворец, и из городского парка сделали конфетку. Чем жители Новомосковска провинились перед туляками – непонятно.
Результат не заставляет себя ожидать: «2022 год стал для Нижнего Тагила худшим в современной истории: население города сократилось сразу на 6,2 тыс. человек (1,81% от общего числа)» - свидетельствует статистика. Вот тебе и Уралвагонзавод с металлургическим гигантом, куда деваются деньги от них – непонятно. Понятно, что мы не берем случай Сочи (1,77) или Новороссийска (1,97), хотя и они уступают все равно Краснодару (2,47), который не на море. И здесь адмресурс перебивает климат и природу.
Общий вывод таков, несмотря на рыночные времена, застройщики и население ориентируются на власть в первую очередь. Желание близости к ней первично, остальные соображения – вторичны. И сама власть старается побрызгать парфюмом у себя под носом, чтобы постоянно ощущать аромат, а не где-то пониже. Поэтому пока у вице-столиц радужных перспектив мало, они априори будут уступать главным городам областей и краев.