Ведущий расследование Казахстан с одной стороны – наш сосед и в некоторой степени союзник, а с другой – смотрит на Запад и пытается быть полезным Европе.
7 января стало известно, что ВВС Бразилии завершили расшифровку черных ящиков разбившегося в Актау азербайджанского самолета Azerbaijan Airlines (AZAL). Сотрудниками центра расследования и информации об авиационных происшествиях ВВС Бразилии были произведены все необходимые действия для расшифровки бортовых самописцев.
При этом на всю процедуру у ВВС Бразилии ушло не более 7 дней, так как работа по расшифровке черных ящиков была начата 1 января. Причем, бразильские СМИ, со ссылкой на источники в ведомстве, сообщили, что центр сразу же направил результаты расследования в соответствующие органы Казахстана.
Прошло еще 7 дней, однако никакие промежуточные результаты ни в Бразилии, ни в Казахстане до сих пор озвучены не были. Расследование авиационных катастроф – дело, конечно, не быстрое, и может растянуться на несколько месяцев и даже лет. Однако, как правило, промежуточные данные озвучиваются следствием достаточно быстро. Но на этот раз – полная тишина.
В связи с тем, что катастрофа затронула сразу три страны (Россию, Азербайджан и Казахстан), складывается ощущение, что в Казахстане, прежде, чем озвучить результаты, хотят учесть политический момент и «договориться» с Бразилией о наиболее удобной версии произошедшего, - пишут авиационные эксперты.
При этом Казахстан с одной стороны – наш сосед и в некоторой степени союзник, а с другой – смотрит на Запад и пытается быть полезным Европе. Поэтому выводы, которые сделают, а, возможно, уже сделали, но пока не озвучили, в Казахстане могут нас удивить. Так кого же сделают крайними в катастрофе самолета Баку-Грозный?
Прежде всего, напомним, что пассажирский самолет азербайджанской авиакомпании AZAL, вылетевший из Баку в Грозный, потерпел крушение вблизи казахстанского города Актау 25 декабря прошлого года. Из 62 пассажиров и пяти членов экипажа погибли 38 человек, в том числе оба пилота. В числе жертв катастрофы семь россиян.
При этом Минтранс Азербайджана практически сразу же поспешил назвать причиной катастрофы «вмешательство извне». В России же попросили не делать поспешных выводов и дождаться официальных результатов расследования. После авиакатастрофы за расследование взялся Казахстан, который привлек 17 международных экспертов для расследования инцидента.
Далее события развивались следующим образом. В конце декабря Комиссия по расследованию авиационного происшествия вылетела в Бразилию. При этом уточнялось, что вместе со следователями CENIPA в расшифровке примут участие девять иностранных технических специалистов: трое из Казахстана, трое из Азербайджана и трое из России.
Таким образом, присутствие в комиссии представителей Казахстана, Азербайджана и России чисто теоретически гарантирует независимость расследования. Однако в истории авиации известны случаи, когда даже присутствие экспертов от всех заинтересованных сторон не защищало расследование от искажения результатов.
Тем более, что, как сообщается, эксперты лишь следили за извлечением данных черных ящиков самолета компании AZAL и практически сразу же «начали возвращаться в свои страны». То есть эксперты из России не имели возможности следить за ходом расшифровки данных на протяжении 7 дней, а это уже наводит на некоторые мысли.
При этом 7 января азербайджанские СМИ сообщили, что «восстановленные данные были переданы в Управление по расследованию авиационных происшествий Казахстана, которому поручено провести расследование и опубликовать окончательный отчет. Подробности об аудиозаписях или предварительных выводах не разглашаются.
Однако кому может быть выгодна такая секретность? В первую очередь, Азербайджану. Ведь Алиев почти сразу же обвинил во всем Россию и потребовал извинений, наказания виновных и компенсаций. В настоящее время Ильхам Алиев как никто заинтересован в том, чтобы расследование признало «вину России». С этой целью он может давить на Казахстан и пытаться договориться с Бразилией.
Выгодны такие выводы и странам НАТО. Ведь это лишний повод для того, чтобы кинуть камень в сторону СВО и заявить, что, пытаясь сбить украинские беспилотники, «в России по ошибке сбили пассажирский самолет», а, может быть, даже обвинить Россию в намеренной атаке на мирное воздушное судно. Вину же Украины, похоже, вообще не берут во внимание. При этом Запад может содействовать Азербайджану и пытаться давить на Казахстан.
Поэтому, возможно, именно сейчас возникло промедление с объявлением предварительных результатов трагедии, на которое, как максимум, отведено 30 дней.
«Трагедия борта Баку-Грозный, конечно, была бы совсем другой, если бы в ней не было трех сторон: России, Азербайджана и Казахстана. Именно благодаря последнему, как мы теперь знаем, «черные ящики» были отправлены на расшифровку не в Москву, а в Бразилию — страну, где производят самолеты Embraer. Уже это можно считать выпадом казахстанских властей в адрес российских», - уверен специалист по постсоветскому пространству Кирилл Кривошеев.
Но в чьих интересах действовал Казахстан, отправляя ящики в Бразилию? Не в интересах ли Запада, совпадающих в данном случае с интересами Алиева?
Причем, именно Алиев самым жестким образом прошелся по России в первые же дни после катастрофы. В частности, в интервью азербайджанскому телевидению он в хамской манере заявил: «Одним из моментов, который нас огорчил и удивил, было то, что официальные структуры России выдвинули версии о взрыве какого-то газового баллона. Это открыто показывало, что российская сторона хочет замять вопрос, и это, конечно, никому не делает чести. К сожалению, первые три дня мы не слышали от России ничего, кроме бредовых версий».
В данной ситуации есть риск, что, исказив результаты расследования, Россию могут обвинить во всех смертных грехах. И то, что черные ящики были отправлены на расшифровку в Бразилию, а не в Москву, лишний раз подчеркивает, что Казахстан может участвовать в сговоре по «очернению России». Остается дождаться результатов, но можно ли будет считать их достоверными?