
Профессор объяснил, для чего в регионах начали объединять университеты
И вновь закипели страсти вокруг объединения вузов, на этот раз в Башкирии. Там речь идет об объединении двух крупнейших вузов республики – Башкирского государственного университета и Уфимского государственного авиационного технического университета. И как обычно, по одну сторону баррикад региональные чиновники, по другую – преподаватели и студенты. О том, чем опасны инициированные процессы - в авторской колонке доктора технических наук, профессора, почетного работника высшего профессионального образования РФ, автора телеграм-канала «Наука и университеты» Евгения Белого.
Аргументы руководства республики достаточно четко и откровенно изложил заместитель председателя правительства Республики Башкирия Азат Бадранов – лет 10-15 назад республика упустила шанс получить на своей территории федеральный или хотя бы национальный исследовательский университет. А это вызвало отток молодежи из региона.
Теперь появилась уникальная возможность войти в программу «Приоритет 2030», причем не просто войти, а претендовать на высший ранг – получение гранта на обеспечение лидерства в мире. А это 1 млрд рублей в год и выше.
У противников объединения своя логика: миллиардный грант – это пока лишь «журавль в небе», а очевидных минусов интеграции достаточно много. Оппоненты говорят о ликвидации гуманитарного образования в республике, о закрытии действующих сегодня в обоих университетах диссертационных советов, о сокращении контрольных цифр бюджетного приема по «пересекающимся» направлениям и специальностям и даже о потере университетами земельных участков и недвижимости в центре Уфы.

Но это только те возможные минусы объединения, которые, что говорится на поверхности. Но есть и другие последствия, о которых говорит опыт объединений прошлого.
Объединение – это всегда стресс для профессоров и преподавателей, особенно тех, кто отдал родному вузу много лет своей профессиональной жизни. Мне лично довелось пережить в 90-е процесс объединения, так для многих ветеранов вуза это событие стало своеобразным временным рубежом: время раскололось на две половины – «до объединения» и «после объединения».
Интеграция двух принципиально различных университетов с разными историями – это принудительное сращивание двух корпоративных культур, различных вузовских традиций и принципов функционирования. Добавим сюда обязательное в таких случаях объединение каких-то факультетов и кафедр – и конфликт уже полыхает!
Объединение вузов – это зачастую разочарование студентов. Молодой человек когда-то мечтал поступить в избранный вуз, реализовал свою мечту, а заканчивать будет совершенно другой вуз, а в уфимской ситуации пока, по-моему, не очень понятно какой. Одновременно выпускники обнаруживают, что не стало их alma mater. Разговоры о преемственности для них слабое утешение.

Представляется, что объединение двух крупных региональных университетов – это всегда снижение уровня конкуренции на местном рынке образования. Появляется региональный монополист, которому нет необходимости бороться за абитуриента. А у преподавателей и абитуриентов исчезает возможность выбора: у педагогов – места работы, у абитуриентов – учебы. Не исключено, что в этом случае, образовательная миграция усилится, и поток покидающей регион молодежи станет более мощным.
Наконец, давайте не будем забывать, что в результате интеграционных процессов в высшей школе с образовательной карты страны исчезло достаточно много серьезных вузов с хорошей репутацией. Вспомним, например Казанский финансово-экономический институт, Саратовский социально-экономический университет… Список можно продолжать. Будет очень жаль, если известный бренд Уфимского авиационного также будет утерян.
Подведем итоги: сегодня на одной чаше весов амбиции регионального руководства и надежды на солидные федеральные деньги, на другой – все те неприятности, которые здесь перечислены. Время покажет, какая чаша окажется тяжелее.
Самое интересное:







