Экологические конфликты рискуют захлестнуть страну в ближайшее время, на это обратил внимание и президент
Экологические конфликты в стране являются «миной замедленного действия». По оценкам экспертов, опрошенных «Блокнотом», многие из них рискуют привести различным протестам в регионах. Собственно, по этой причине глава государства Владимир Путин на совещании по ликвидации последствий подтоплений и природных пожаров в России указал на необходимость глубоко и системно заниматься климатической повесткой.
По словам Путина, недавно в Челябинской области уже обсуждали ликвидацию последствий стихийных бедствий, вызванных аномальными природными явлениями, и на совещании придется вернуться к подобным вопросам, в частности, природным пожарам в Якутии и подтоплениям ряда населенных пунктов в Крыму и Краснодарском крае.
«Масштаб природных бедствий носит беспрецедентный характер, - указывал президент. – На юге порой за несколько часов выпадает сейчас месячная норма осадков, а на Дальнем Востоке так сложились природные климатические атмосферные условия, что лесные пожары в условиях засухи, порывов ветра стремительно распространялись. Все это еще раз говорит, насколько важно нам глубоко, системно, на перспективу заниматься климатической экологической повесткой».
Экологические проблемы обладают высоким потенциалом и роста социальной напряженности, и, следовательно, политизации населения, заявил «Блокноту» руководитель центра «Региональные исследования» Дмитрий Лобойко. Однако он указал: потенциал протеста и его фактическая реализация - разные вещи.
«Накипевшее недовольство пока крайне редко вытекает в социальные действия. А социальные действия - публикации в СМИ и соцсетях, протестные акции, жалобы в госорганы и прочие - ничтожно редко влияют на политические решения. Например, действия предприятий, наносящих вред окружающей среде, вызывают и недовольство, и жалобы, и акции протесты, но к решениям властей практически не приводят», - признал эксперт.
Он пояснил, что региональные власти такие сюжеты не интересуют до тех пор, пока проблема не становится федеральной: «Проблемой власти окружающая среда становится тогда, когда граждане имеют возможность повлиять на ситуацию хоть как-то. Например, когда речь идет о массовых отказах платить мусорным операторам. То есть, проблема появляется тогда, когда встречаются властные решения, коммерческий интерес и граждане, его не удовлетворяющие».
Он признал, что в целом же сейчас для Россия экология - это «проблема» на вырост. И в этом смысле, по его словам, бояться есть чего, так как экология, по опыту развитых стран, является отличной темой для мобилизации граждан к совместным действиям.
«У нас пока этого нет. Можно сказать, экология становится новой «точкой сбора» гражданского общества. По сути, это не проблема, а возможность. Но лишь при условии, если активное гражданское общество воспринимается власть как союзник, а не как враг», - заявил Лобойко.
В то же время руководитель аналитического центра «Акценты» Антон Чаблин полагает, что экология пока что значительным потенциалом политизации не обладает.
«Это можно доказать с цифрами в руках: посмотрите, что в выборах участвует всего две «зеленые» партии – «Зеленые» и «Зеленая альтернатива», причем они почти не представлены ни на парламентских, ни на губернаторских выборах. У других партий (взять хотя бы «Яблоко») экологическая, да и в целом градозащитная повестка находятся на периферии внимания», - пояснил он «Блокноту».
Иными словами, продолжил эксперт, в массовом сознании еще не произошла трансформация подобных вопросов в политическую категорию. «Граждане еще не готовы воспринимать ситуацию, скажем, с попыткой уничтожения Куштау, сбросом нефти в Новороссийске или Химках как проявление системного кризиса. И, соответственно, бороться не с последствиями, а с причинами - это коррумпированность экологического и градостроительного контроля, устаревание промышленных технологий, монополизация и прочее. А только когда общество начнет массово требовать системных реформ, а не только устранения последствий локальных ЧС, тогда и станут реально востребованы «зеленые» партии, как в Евросоюзе», - резюмировал эксперт.