Прежде чем отправляться в иностранный легион на Украину, «солдатам удачи» стоит понять – они окажутся там вне правового поля.
В Донецкой народной республике проходит суд над пятью иностранными наемниками из Хорватии, Швейцарии и Великобритании. Ранее Верховный суд ДНР уже приговорил к смертной казни «солдат удачи» - англичан Шона Пиннера и Эйдена Аслина, а также марокканца Саадуна Брагима. Решение вызвало настоящую истерику Лондона и британских СМИ. На островах заявляли, что подобные процессы ставят себя «выше закона и морали», и требовали относиться к наемникам, как к военнопленным. Вот только для этого нет никаких юридических оснований. И те, кто отправляется «охотиться на русских» должен помнить: в плену его будут судить как военного преступника.
Высшая мера наказания
Глава ДНР Денис Пушилин заявил, что пятерым иностранным наемникам из Хорватии, Швейцарии и Великобритании, суд над которыми проходит в республике, может грозить смертная казнь. Пока состоялось первое судебное заседание, а второе – назначено на середину октября. По словам Пушилина, он «бы не стал исключать также высшей меры наказания», так как им обвиняют по «достаточно серьезным статьям».
Гражданину Швеции Матиасу Густавссону, гражданину Хорватии Векославу Пребегу и британцу Джону Хардингу предъявлено обвинение в совершении преступлений по статьям «насильственный захват власти» и «участие наемника в вооруженном конфликте».
Гражданин Великобритании Эндрю Хилл обвиняется в «участии наемника в вооруженном конфликте», а уроженец этого же государства Дилан Хили — в «пособничестве в вербовке наемников».
С точки зрения международного права
Если посмотреть на юридическую сторону, то в статье 47 Первого дополнительного протокола 1977 года к Женевским конвенциям 1949 г., в пункте 2 дано определение наёмника:
«Наемник — это любое лицо, которое специально завербовано на месте или за границей для того чтобы сражаться в вооруженном конфликте и принимает участие в военных действиях, руководствуясь, главным образом, желанием получить личную выгоду».
Наемник не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте.
Также статья 47 лишает наемников статуса комбатанта или военнопленного. А преступный характер самого наёмничества закреплён в Конвенции о ликвидации наемничества в Африке 1977 г. и Международной конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников 1989 г.
Исторически статус комбатантов присваивался личному составу регулярных вооруженных сил государства. И комбатанты не могут быть привлечены к ответственности за участие в военных действиях. Тем не менее, они могут подвергаться нападению, пока не попадут в руки неприятеля или не будут выведены из строя. Попав во власть неприятеля, то есть – в плен, они получают статус военнопленного и иммунитет к судебному преследованию.
Печальная перспектива
В интервью хорватской газете «Вечерни лист» Даворин Лапаш, профессор кафедры международного права юридического факультета Загребского Университета рассказал о печальных перспективах для Векослава Пребега и других наемников.
- Я думаю, что нет никакой возможности повлиять на действия Донецкой Народной Республики, из-за чего складывается невыгодная ситуация для обвиняемых. Их объявили наемниками, таким образом, юридически они лишены защиты в соответствии с 3-й Женевской конвенцией о защите военнопленных. Наемники и шпионы не имеют права на статус военнопленных, другими словами, ситуация для обвиняемых очень невыгодная. Когда вы объявлены наемником, вас можно легально ограничить в защите, в соответствии с упомянутой Женевской конвенцией, - пояснил профессор.
Можно сказать, что в рамках права наемник рассматривается как уголовный преступник, использовавший для совершения преступлений оружие, и убивавший с его помощью людей.
Профессор считает, что Хорватия могла бы попытаться защитить своего гражданина. Но государство отказывается идти на официальные контакты с судом ДНР. Аналогичную позицию заняли и власти Британии.
Или казнят по суду, или убьют в спину «свои»
Обо всем этом надо помнить всем, кого зазывают на Украину киевские и западные вербовщики. Скажем, сейчас активно ведется речь о привлечении в ВСУ афганских летчиков – они знают советские модели самолетов, тогда как на Украине офицерский состав ВВС существенно поредел в ходе боев. А американцы с союзниками продолжают поставлять Киеву МИГ-29 и Су-27. Поэтому хотят, чтобы афганцы на них летали.
Причём только пилотами дело не ограничится. Набирают еще афганцев, служивших в спецназе — им также предлагают пройти подготовку и завербоваться на Украину.
- Они будут считаться наёмниками, - убежден военный эксперт Виктор Литовкин. - Какова в процессе вербовки роль США — не столь важно. Если попадутся, к пленным афганцам будут относиться именно как к наёмникам.
Надо признаться, участь незавидная. Попал в плен – скорее всего, приговорят к смертной казни. А оказался в сложной ситуации – пулю в спину могут пустить и украинцы, за которых ты приехал воевать. Скажем, на днях боевики ВСУ расстреляли американского наемника, после чего попытались сжечь его труп. Из-за слишком быстрого наступления ВС РФ сделать это они не успели, но зато заминировали убитого «солдата удачи».
Об этом рассказал военный корреспондент Андрей Руденко. «За что пустили янки в расход остаётся только догадываться…», – написал он и напомнил, что иностранные наемники часто жалуются на «беспредел», устраиваемый украинскими нацистами, на мародерство и коррупцию в рядах ВСУ.
Может быть, убили его, чтобы он не мог, попав в плен, рассказать лишнего? Как, например, воевавший на Украине наемник из США Кент Маклеллан по прозвищу Boneface. Он был одним из тех, кто вместе с боевиками отсиживался на территории завода «Азовсталь» в Мариуполе, а затем сдался. Как оказалось, впервые на Украину Кент попал еще в 2014 году, тогда же начал плотно сотрудничать с украинскими националистическими формированиями. При этом наемник не скрывал, что у себя в США был членом националистической организации, а приехал в Незалежную при содействии Центрального разведывательного управления США.