Возвращаться на Украину они не хотят.
Несколько дней назад в ходе специальной операции российскими войсками был освобожден Мариуполь. Хотя на заводе «Азовсталь» еще продолжают скрываться украинские националисты, на администрации Мариуполя водружен триколор, и большую часть мирных жителей удалось эвакуировать. Сегодня они в безопасности, и некоторые нашли в себе силы рассказать, что происходило в последние дни штурма и как им удалось выбраться.
Мариуполь пострадал больше других украинских городов, так как ВСУ и нацбаты отказались добровольно покинуть его, сделав местных жителей фактически заложниками. Военные действия там длились достаточно долго, и люди пытались выбраться любыми способами — с помощью российских военных, на своих машинах, пешком. Многие не могут сейчас об этом говорить — слишком больно вспоминать все, что было. Беженцы не в силах сдержать слезы, и вместо рассказа плачут. У некоторых родные до сих пор остаются на территории Украины, где происходят активные действия.
Елена из Изюма перебралась в Мариуполь, так как думала, что через него будет проще эвакуироваться. Но пришлось отсиживаться там, пока на помощь не пришли российские военные.
— С первой недели у нас в Изюме во всем городе отключили свет, газ и воду. Температура была -8 С в квартирах и домах. Военные действия проходили круглосуточно. Если был в сутки час, когда не стреляли, это было хорошо, — вспоминает Елена.
Когда Елена уезжала, магазины, кафе, банки — было разрушено все. Интернет не работал. Телефоны заряжали от генератора, если он у кого-то был, но вскоре кончился бензин.
— Выживали. Просто выживали. Очень помогали русские военные: давали свои же пайки с едой, делились. Очень тяжело было́ тем, у кого маленькие дети, беременным. Женщины рожали прямо в подвалах и бомбоубежищах. Средств личной гигиены вообще было не раздобыть, как роскошь. Очень жестко было, — вспоминает Елена.
Женщина на руках с 4-летним ребенком не знала, как спастись. Выехали благодаря русским военным на боевой машине — увидели, начали махать руками на свой страх и риск. Елену привезли в Ростов-на-Дону — без денег, без документов, без вещей.
— Очень нужна помощь. Любая… — смущаясь, говорит Елена. Сейчас женщина пытается найти работу, но без оформления ее никуда не хотят брать.
В Одессе у Елены остались отец, мать и старшая дочь, которая приехала в гости к дедушке и бабушке. Елена надеется, что они выехали, но пока связи никакой с ними нет.
— Конечно, хотелось бы, чтобы родители тоже приехали сюда… Мы не хотим в Украину. Решили попробовать с сыном остаться в России и получить тут гражданство, — говорит Елена.
Светлана жила в Мариуполе с 2008 года, переехала из Новоазовского района. Бойцы запрещенного в России «Азова» , по ее словам, обосновался там с 2014 года.
— Поначалу творили… — не особенно хочет вспоминает прошлое Светлана, — Людей насиловали, мародерство процветало. Это всё больше было в районе Широкино. Полиция разводила руками. «Азов» не подчинялся никому от слова «совсем». Сами себе хозяева. Это, в основном, с западной Украины были. Они нас, восточных, никогда не любили.
Из Мариуполя Светлана выбиралась сама — с другими беженцами выезжали на свой страх и риск машинами через Бердянск на Крым, оттуда уже в Россию. Женщина говорит, сколько российская сторона ни пыталась добиться, никакие зелёные коридоры так в полную силу не заработали - мешали ВСУ и нацбаты.
— Я видела город в огне, руинах, завалах, страхе, ужасе, отчаянии, панике. Люди мирно жили, работали, растили детей, планы на будущее были… А теперь мы все, кто выжил, — нищета и бомжи, — вздыхает Светлана.
Светлана выбралась с детьми. Сейчас она занимается оформлением документов, собирается искать работу.
— В школу взяли почти без проблем. Но мы понимаем, что чужие попрошайки никому не нравятся. И пока у нас нет никаких прав, а нужно как-то зарабатывать на еду. Но еще тяжелее понимать, что как раньше, уже не будет, — говорит Светлана.
После окончания специальной военной операции на Украине Россия займется восстановлением города Мариуполь, серьезно пострадавшем в ходе боев. Об этом сообщил секретарь генсовета «Единой России», первый вице-спикер Совета Федерации Андрей Турчак, посетив пункт временного размещения в поселке Володарское в Донецкой народной республике.
— Россия будет все восстанавливать. Сейчас надо закончить операцию. И сразу и строители, и все навалимся, и все сделаем. Все восстановим, — цитирует Турчака представитель партии «Единая Россия». Таким образом политик ответил на вопрос жительницы Мариуполя, кто будет отстраивать разрушенный в ходе боевых действий город.
— Я уже ничему не верю… Вернуться? Честно? Не знаю. Там слишком много боли, — вздыхает Светлана.
Окопавшиеся в катакомбах завода «Азовсталь» в Мариуполе украинские военные рассчитывают на счастливый для себя исход ситуации. И для этого они обрекли на мучения мирных жителей, которых держат тут же, в подземельях. Военные эксперты считают, что заложников из числа населения рассчитывают использовать в качестве живого щита.
По предварительным данным, в катакомбах завода укрываются до 850 боевиков и 400 наёмников. Точное количество заложников неизвестно. Как сообщает телеграм-канал WarGonzo, там около 200 человек, включая стариков и маленьких детей.