Законченный сценарий был отвергнут чиновниками Госкино, так как был признан «негероическим».
С момента завершения съемок картины «В бой идут одни «старики»» (1973) прошло уже полвека. Несмотря на это, фильм, ставший в свое время настоящим шедевром кино, востребован зрителями и по сей день.
Советская черно-белая картина режиссера Леонида Быкова, повествующая о буднях летчиков-истребителей в годы Великой Отечественной войны, вышла на экраны в 1974 году и собрала 44,3 млн кинозрителей. Фильм, режиссура и актерская работа были также отмечены наградами республиканских и международных кинофестивалей.
Множество фраз героев картины разошлись на цитаты, став частью советского и постсоветского фольклора. Героям фильма, капитану Титаренко и механику Макарычу, были установлены «настоящие» памятники.
История появления идеи фильма
История фильма началась задолго до его выхода на экраны. Дело в том, что Леонид Быков в молодости мечтал стать летчиком, но из-за приписанного возраста и маленького роста (на тот момент — 163 см) не был принят в криворожской летное училище.
После того как в начале 1970-х годов Быков перебрался из Ленинграда в Киев, режиссер решил, что на новом месте свой первый фильм он снимет именно про военных летчиков. В соавторстве с двумя сценаристами — Евгением Оноприенко и Александром Сацким — Быковым был написан сценарий, основанный на подлинных событиях времен Великой Отечественной войны, но с частым в искусстве применением метода «художественного синтеза», сведения в единое целое этих событий, в реальности происходивших порознь, в различных авиационных частях, летавших на различных типах самолетов.
Во время работы Быков проконсультировался с большим количеством ветеранов, в результате чего многие персонажи получили реальные прообразы.
Реальные прообразы персонажей
Например, прототипом командира эскадрильи гвардии капитана Титаренко стали сразу несколько человек: командир 270-го истребительного авиационного полка Герой Советского Союза майор Василий Меркушев, дважды Герой Советского Союза Виталий Попков, Герой Советского Союза Иван Лавейкин, а фамилия Титаренко и позывной «Маэстро» — были взяты Быковым, после того как он узнал о Дмитрии Титоренко — ведомом трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба, эпизоды из биографии которого были включены в фильм.
Так же появился в сценарии и Вано — в память о фронтовом друге и первом непосредственном командире (ведущем пары) Кожедуба на фронте, отважном грузинском летчике младшем лейтенанте Вано Габуния, героически погибшем при таране немецкого истребителя Ме-109.
Считается, что прототипом «Смуглянки» стал Виктор Щевронок, друг детства Леонида Быкова, с которым они вместе поступали в летное училище, и который погиб в апреле 1945 года при освобождении Чехословакии.
Прообразом Зои стала Герой Советского Союза Надежда Попова, заместитель командира эскадрильи 46-го гвардейского женского полка ночных бомбардировщиков.
Сцена знакомства с девушками, когда летчики с удивлением обнаруживают, что у гостей больше орденов и медалей, чем у них, действительно имела место, а кукла в военной форме, которую держит одна из девушек, была у штурмана женского полка ночных бомбардировщиков Галины Докутович.
В отличие от своей героини, Надежда Попова прошла всю войну и позже вышла замуж за Героя Советского Союза Семена Харламова, который выступил главным консультантом фильма.
Прообразом лейтенанта Александрова («Кузнечик») стал летавший на Як-1 гвардии лейтенант Борис Киселев — отображенный в фильме эпизод описан в книге дважды Героя Советского Союза Сергея Луганского «На глубоких виражах», где Б. Киселев фигурирует под именем «Иван Мокрый».
Воспоминания С. Луганского легли в основу большинства других эпизодов фильма. Использовались в сценарии и воспоминания дважды Героя Советского Союза Арсения Ворожейкина, дважды Героя Советского Союза Владимира Лавриненкова и заслуженного летчика СССР Анатолия Иванова.
Невыдуманная история «поющей» эскадрильи
Быков писал сценарий, стараясь не слишком отходить от действительных событий. Так, «поющая» эскадрилья действительно существовала в летавшем на Ла-5 5-м гвардейском истребительном авиационном полку, которым командовал Попков.
«Поющей» эскадрилья была названа, потому что в ней имелся собственный хор, а два самолета были подарены фронту оркестром Леонида Утесова. Кроме того, что за мужество и героизм в боях 11 из 14 летчиков эскадрильи были удостоены звания Героя Советского Союза, большое внимание уделялось и культурной жизни.
На освобожденных территориях хор давал пользовавшиеся огромной популярностью концерты, а в 1944 году, в Краматорске, на один из таких попал, будучи подростком, и сам Леонид Быков. В тот день местные подростки отблагодарили летчиков собственным концертом, и Быков был в составе хора.
Многие другие детали сценария также были взяты из жизни. Рисунок нотного стана на фюзеляже истребителя «Маэстро» был сделан по аналогии со штурмовиком Ил-2 Василия Емельяненко, служившем в 230 (130) авиационном полку.
Имели место и трагическая история любви узбекского летчика (настоящая фамилия — Марисаев) и русской девушки (в отличие от своей героини, она не была летчицей, и погибла при бомбежке столовой), привычка механика крестить перед вылетом самолеты, попадание Маэстро в плен к своим и фраза «Я бы, товарищ командир, еще больше фрицев сбил, да вы своим нижним бельем всех фрицев распугали» (последние два эпизода также приведены в книге С. Луганского).
Ветераны особого отдельного 434-го истребительного полка утверждали, что эпизод из фильма, когда Титаренко возвращается в полк после боя не на самолете, а на лошади («махнул не глядя!») — взят из реальной жизни: под Сталинградом был сбит и вернулся ночью на коне летчик из их полка Александр Александров.
Точно так же ветераны 1-й гвардейской авиадивизии поведали, что когда в фильме показывают, как Титаренко обнаруживает замаскированные под копнами сена немецкие танки, то имеется в виду их боевой товарищ и командир — Герой Советского Союза гвардии майор Степан Прутков.
Название фильму дала традиция летчиков не пускать сразу в воздушный бой вновь прибывшее пополнение, давая им возможность «налетать» опыт. Например, сам Виталий Попков, прибыв на фронт в 1941 году, начал совершать боевые вылеты только в 1942.
Запрет на съемки и торжество справедливости
Законченный сценарий был отвергнут чиновниками Госкино, так как был признан «негероическим». Тогда Быков стал зачитывать отдельные куски сценария во время гастролей в разных городах Советского Союза.
Это неизменно вызывало у зрителей восторг, что убедило Быкова в своей правоте. Постепенно за сценарий стали вступаться участники Великой Отечественной. В частности, 14 ноября 1972 года на киностудию Довженко прислал письмо начальник штаба войсковой части № 55127 полковник Лезжов, который охарактеризовал сценарий как «честный рассказ о войне и о людях, которые добыли в ней победу».
В итоге 20 февраля 1973 года фильм был запущен в подготовительный период. Работа была сопряжена с большим количеством трудностей. Например, Быкову с трудом удалось утвердить кандидатуру Алексея Смирнова на роль механика Макарыча. Ленинградский актер был известен зрителю исключительно как артист комедийного плана, поэтому чиновники отказались утверждать его на роль. В ответ Быков заявил, что откажется снимать фильм, если в нем не будет Смирнова, и рассказал о боевой биографии актера, участника Великой Отечественной, кавалера трех орденов.
Большую помощь в работе над фильмом оказал маршал авиации, трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин, который в свое время 10 лет отслужил в Киеве и не раз бывал на киностудии имени Довженко. Быков уже просил Покрышкина выделить для съемок настоящие самолеты времен войны, но маршал поначалу отнесся к этой просьбе настороженно, так как в те годы выходило много «проходных» фильмов о войне.
Ознакомившись со сценарием буквально за одну ночь, Покрышкин распорядился выдать съемочной группе сразу пять самолетов. Съемки фильма закончились в середине октября.
В конце декабря состоялась премьера ленты в Госкино. На нее были приглашены не только высокие чины кинематографа, но и летчики-фронтовики, среди которых был и Александр Покрышкин. Лента его буквально потрясла. Когда в зале зажгли свет, Покрышкин, с трудом справляясь с чувствами, произнес: «Все так, как было…».
Во многом благодаря правдоподобности сюжета, основанного на историях реальных летчиков, картина стала одним их лучших фильмов о Великой Отечественной войне. Разумеется, не последнюю роль сыграл и талант режиссера Леонида Быкова и всей съемочной группы, сумевшей передать атмосферу тех героических для наших летчиков времен.