«В бой идут одни «старики»» (12+): почему 50 лет назад картина стала настоящим шедевром

КиноПрокомментируйте новость
«В бой идут одни «старики»» (12+): почему 50 лет назад картина стала настоящим шедевром

Законченный сценарий был отвергнут чиновниками Госкино, так как был признан «негероическим».

С момента завершения съемок картины «В бой идут одни «старики»» (1973) прошло уже полвека. Несмотря на это, фильм, ставший в свое время настоящим шедевром кино, востребован зрителями и по сей день.

Советская черно-белая картина режиссера Леонида Быкова, повествующая о буднях летчиков-истребителей в годы Великой Отечественной войны, вышла на экраны в 1974 году и собрала 44,3 млн кинозрителей. Фильм, режиссура и актерская работа были также отмечены наградами республиканских и международных кинофестивалей.

Кадр из фильма «В бой идут одни «старики»»

Множество фраз героев картины разошлись на цитаты, став частью советского и постсоветского фольклора. Героям фильма, капитану Титаренко и механику Макарычу, были установлены «настоящие» памятники.

История появления идеи фильма

История фильма началась задолго до его выхода на экраны. Дело в том, что Леонид Быков в молодости мечтал стать летчиком, но из-за приписанного возраста и маленького роста (на тот момент — 163 см) не был принят в криворожской летное училище.

После того как в начале 1970-х годов Быков перебрался из Ленинграда в Киев, режиссер решил, что на новом месте свой первый фильм он снимет именно про военных летчиков. В соавторстве с двумя сценаристами — Евгением Оноприенко и Александром Сацким — Быковым был написан сценарий, основанный на подлинных событиях времен Великой Отечественной войны, но с частым в искусстве применением метода «художественного синтеза», сведения в единое целое этих событий, в реальности происходивших порознь, в различных авиационных частях, летавших на различных типах самолетов.

Кадр из фильма «В бой идут одни «старики»»

Во время работы Быков проконсультировался с большим количеством ветеранов, в результате чего многие персонажи получили реальные прообразы.

Реальные прообразы персонажей

Например, прототипом командира эскадрильи гвардии капитана Титаренко стали сразу несколько человек: командир 270-го истребительного авиационного полка Герой Советского Союза майор Василий Меркушев, дважды Герой Советского Союза Виталий Попков, Герой Советского Союза Иван Лавейкин, а фамилия Титаренко и позывной «Маэстро» — были взяты Быковым, после того как он узнал о Дмитрии Титоренко — ведомом трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба, эпизоды из биографии которого были включены в фильм.

Дважды Герой Советского Союза Виталий Попков

Так же появился в сценарии и Вано — в память о фронтовом друге и первом непосредственном командире (ведущем пары) Кожедуба на фронте, отважном грузинском летчике младшем лейтенанте Вано Габуния, героически погибшем при таране немецкого истребителя Ме-109.

Считается, что прототипом «Смуглянки» стал Виктор Щевронок, друг детства Леонида Быкова, с которым они вместе поступали в летное училище, и который погиб в апреле 1945 года при освобождении Чехословакии.

Прообразом Зои стала Герой Советского Союза Надежда Попова, заместитель командира эскадрильи 46-го гвардейского женского полка ночных бомбардировщиков.

  Алексей Смирнов. Кадр из фильма «В бой идут одни «старики»»

Сцена знакомства с девушками, когда летчики с удивлением обнаруживают, что у гостей больше орденов и медалей, чем у них, действительно имела место, а кукла в военной форме, которую держит одна из девушек, была у штурмана женского полка ночных бомбардировщиков Галины Докутович.

В отличие от своей героини, Надежда Попова прошла всю войну и позже вышла замуж за Героя Советского Союза Семена Харламова, который выступил главным консультантом фильма.

Прообразом лейтенанта Александрова («Кузнечик») стал летавший на Як-1 гвардии лейтенант Борис Киселев — отображенный в фильме эпизод описан в книге дважды Героя Советского Союза Сергея Луганского «На глубоких виражах», где Б. Киселев фигурирует под именем «Иван Мокрый».

"Поющая" эскадрилья

Воспоминания С. Луганского легли в основу большинства других эпизодов фильма. Использовались в сценарии и воспоминания дважды Героя Советского Союза Арсения Ворожейкина, дважды Героя Советского Союза Владимира Лавриненкова и заслуженного летчика СССР Анатолия Иванова.

Невыдуманная история «поющей» эскадрильи

Быков писал сценарий, стараясь не слишком отходить от действительных событий. Так, «поющая» эскадрилья действительно существовала в летавшем на Ла-5 5-м гвардейском истребительном авиационном полку, которым командовал Попков.

«Поющей» эскадрилья была названа, потому что в ней имелся собственный хор, а два самолета были подарены фронту оркестром Леонида Утесова. Кроме того, что за мужество и героизм в боях 11 из 14 летчиков эскадрильи были удостоены звания Героя Советского Союза, большое внимание уделялось и культурной жизни.

На освобожденных территориях хор давал пользовавшиеся огромной популярностью концерты, а в 1944 году, в Краматорске, на один из таких попал, будучи подростком, и сам Леонид Быков. В тот день местные подростки отблагодарили летчиков собственным концертом, и Быков был в составе хора.

"Поющая" эскадрилья

Многие другие детали сценария также были взяты из жизни. Рисунок нотного стана на фюзеляже истребителя «Маэстро» был сделан по аналогии со штурмовиком Ил-2 Василия Емельяненко, служившем в 230 (130) авиационном полку.

Имели место и трагическая история любви узбекского летчика (настоящая фамилия — Марисаев) и русской девушки (в отличие от своей героини, она не была летчицей, и погибла при бомбежке столовой), привычка механика крестить перед вылетом самолеты, попадание Маэстро в плен к своим и фраза «Я бы, товарищ командир, еще больше фрицев сбил, да вы своим нижним бельем всех фрицев распугали» (последние два эпизода также приведены в книге С. Луганского).

Ветераны особого отдельного 434-го истребительного полка утверждали, что эпизод из фильма, когда Титаренко возвращается в полк после боя не на самолете, а на лошади («махнул не глядя!») — взят из реальной жизни: под Сталинградом был сбит и вернулся ночью на коне летчик из их полка Александр Александров.

Лётчики 5-го гвардейского истребительного авиационного полка.

Точно так же ветераны 1-й гвардейской авиадивизии поведали, что когда в фильме показывают, как Титаренко обнаруживает замаскированные под копнами сена немецкие танки, то имеется в виду их боевой товарищ и командир — Герой Советского Союза гвардии майор Степан Прутков.

Название фильму дала традиция летчиков не пускать сразу в воздушный бой вновь прибывшее пополнение, давая им возможность «налетать» опыт. Например, сам Виталий Попков, прибыв на фронт в 1941 году, начал совершать боевые вылеты только в 1942.

Запрет на съемки и торжество справедливости

Законченный сценарий был отвергнут чиновниками Госкино, так как был признан «негероическим». Тогда Быков стал зачитывать отдельные куски сценария во время гастролей в разных городах Советского Союза.

  Леонид Быков. Кадр из фильма «В бой идут одни «старики»»

Это неизменно вызывало у зрителей восторг, что убедило Быкова в своей правоте. Постепенно за сценарий стали вступаться участники Великой Отечественной. В частности, 14 ноября 1972 года на киностудию Довженко прислал письмо начальник штаба войсковой части № 55127 полковник Лезжов, который охарактеризовал сценарий как «честный рассказ о войне и о людях, которые добыли в ней победу».

В итоге 20 февраля 1973 года фильм был запущен в подготовительный период. Работа была сопряжена с большим количеством трудностей. Например, Быкову с трудом удалось утвердить кандидатуру Алексея Смирнова на роль механика Макарыча. Ленинградский актер был известен зрителю исключительно как артист комедийного плана, поэтому чиновники отказались утверждать его на роль. В ответ Быков заявил, что откажется снимать фильм, если в нем не будет Смирнова, и рассказал о боевой биографии актера, участника Великой Отечественной, кавалера трех орденов.

Большую помощь в работе над фильмом оказал маршал авиации, трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин, который в свое время 10 лет отслужил в Киеве и не раз бывал на киностудии имени Довженко. Быков уже просил Покрышкина выделить для съемок настоящие самолеты времен войны, но маршал поначалу отнесся к этой просьбе настороженно, так как в те годы выходило много «проходных» фильмов о войне.

Кадр из фильма «В бой идут одни «старики»»

Ознакомившись со сценарием буквально за одну ночь, Покрышкин распорядился выдать съемочной группе сразу пять самолетов. Съемки фильма закончились в середине октября.

В конце декабря состоялась премьера ленты в Госкино. На нее были приглашены не только высокие чины кинематографа, но и летчики-фронтовики, среди которых был и Александр Покрышкин. Лента его буквально потрясла. Когда в зале зажгли свет, Покрышкин, с трудом справляясь с чувствами, произнес: «Все так, как было…».

А. Д. Немченко, А. В. Федоринский, В. И. Пащенко и Р. А. Сагдуллаев — актеры фильма «В бой идут одни "старики"» 35 лет спустя (в 2008 году)

Во многом благодаря правдоподобности сюжета, основанного на историях реальных летчиков, картина стала одним их лучших фильмов о Великой Отечественной войне. Разумеется, не последнюю роль сыграл и талант режиссера Леонида Быкова и всей съемочной группы, сумевшей передать атмосферу тех героических для наших летчиков времен.

Звезда «Папиных дочек» Дарья Мельникова впервые после развода показала нового бойфренда: видео

Любовь Аксенова впервые за долгое время вышла в свет вместе с супругом: видео

Отзыв о фильме «Блиндаж» (16+): как русский и немец из нашего времени отправились в 1941 год

Комментировать
Эту новость прокомментировали раз

Погода этим летом в России будет жаркой — синоптики

НАУКА

Много где температура воздуха будет выше нормы.

Как сорвался мирный договор между Россией и Украиной в 2022 году

В МИРЕ

И кто виноват в том, что погибли сотни тысяч украинцев.

ВС РФ снова ударили «Кинжалами» по Стрыю Львовской области: чем так важен небольшой приграничный город

В МИРЕ

Местные власти активно напоминают жителям, чтобы те ни в коем случае не снимали последствия прилета: значит, хорошо попали.