В России впервые опубликованы уникальные документы: показания главаря латышских лесных «братьев» и «кошек»

ОБЩЕСТВО1 комментарий
В России впервые опубликованы уникальные документы: показания  главаря латышских лесных «братьев» и «кошек»

Гауптштурмфюрера СС Борис Янкавс после задержания контразведчиками «сдал» всех своих подельников.

Очередной миф решили развеять в России, просто рассекретив архивные данные, которые так нервируют современных сторонников фашизма. Причем сделали это как раз в дни, когда в Латвии чествуют нацистских преступников и проводят ежегодные шествия в честь легионеров Waffen SS. Правда, последние два года пандемия внесла свои коррективы, и мероприятия 16 марта перенесены в режим онлайн.  Воспоминания «лесных братьев», а заодно и «кошек», гауптштурмфюрера СС Бориса Янкавса публикует «Российская газета».

16 марта 1944 года латвийские части войск СС впервые принимали участие в совместных боевых действиях против наступающих частей Красной Армии у реки Великой под Псковом. Именно тогда и родился в латышей главный миф, который они пестовали все эти годы. Это миф о том, что освобождение Латвии в 1944 году от гитлеровской оккупации взывало такое недовольство у ее жителей, что чуть ли не все «ломанулись» в леса, чтобы начать партизанскую борьбу с советской властью.

Вот Россия и напомнила, как всё было на самом деле, ссылаясь на показания главаря Янкавса. Одной из банд, действующих с 1944 по 1947 годы, была организация «Лесные кошки».

Банда занималась диверсиями, терактами, убивала советских активистов и своих же латышей, которые ратовали за мирную жизнь. Однако ни о какой борьбе за независимость речи не шло. Просто в мае 1944 года  по приказу рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера сформировали специальный орган, который должен был заниматься выполнением спецзаданий – террор, шпионаж, диверсии – на территории расположения войск противника -  «СС-Ягдфербанд» («Истребительное (егерское) соединение СС»). Гиммлер руководил, а координировал работу начальник группы VI S (саботаж) VI Управления (внешняя разведка) РСХА штурмбанфюрер СС резерва Отто Скорцени.

«Лесные кошки» или, как еще называли организацию, «Дикие кошки» должна была заниматься подрывной деятельностью на освобожденных Красной Армией территориях. Начальником штаба «Лесных кошек» был назначен латыш, гауптштурмфюрер СС Борис Янкавс.

Динамику всего хода борьбы с латышскими «партизанами» из спецподразделений СС можно проследить по архивным материалам советской военной контрразведки.

Со дня освобождения столицы Латвии 13 октября 1944 года от фашистов и до 16 марта 1945 года начальник Рижской опергруппы Управления контрразведки (УКР) «Смерш» сообщал о задержании и разоблачении официальных сотрудников германской разведки (2 человека), резидентов (2 человека), агентов-разведчиков (15 человек), агентов-радистов (5), диверсантов-террористов (25), агентов контрразведки (3). Всего же представителям «Смерша» удалось за такой короткий период выявить и задержать 52 человека. Это объясняется тем, что «смершевцы» задолго до планов германских спецслужб знали о возможной диверсионно-террористической деятельности, потому и подготовились к борьбе с латышскими «партизанами».

4 июня 1945 года о ходе розыскных мероприятий УКР «Смерш» Ленфронта направил спецсообщение в Москву: «…В процессе розыска и задержания участников террористической организации »Межакати« - »Ягдфербанд СС«, 15 мая с. г. при проческе леса Рендасской волости Кулдигского уезда была обнаружена вооруженная группа в составе 8 человек, которая при задержании оказала вооруженное сопротивление... При проческе указанного района были обнаружены закопанные личные вещи участников группы Янкаус, в том числе несколько автоматов, ручные гранаты, револьвер с приспособлением для бесшумной стрельбы, ракеты, взрывчатые вещества, …а также круглая каучуковая печать организации »Межа-Кати«, представляющая собой изображение головы кота с надписью на латышском языке - »Смерть большевикам! Лесные кошки видят и знают все«. Продолжая осмотр местности в одном километре южнее пункта, где размещалась группа Янкавса, был обнаружен и опознан Францисом труп его адъютанта - лейтенанта Яниса Карклиньша. Труп оказался свежим, с ранами на лбу и подбородке…», - приводит цитату из документа «РГ».

Из допроса пленных выяснилось, что сам Янкавс 26 июня 1945 года чуть не попался в руки опергруппы ОКР «Смерш» 1-й Ударной армии в районе хутора Петыни Кабиленской волости. В результате завязавшейся перестрелки был убит начальник штаба «Лесных кошек» унтерштурмфюрер СС Лео Даугаветис, взят в плен начальник разведки Язеп Скрупштевицс, а сам Янкавс еле-еле унес ноги.

На поиски главаря «Лесных кошек» ушло полтора года, поскольку Янкавс как опытный диверсант часто менял места ночлега, останавливался в лесных бункерах, которые были приготовлены заранее. В то же время советская разведка решила взять главаря только живым, поскольку он знал много и о месте расположения необнаруженных банд, и об их руководителях. Для его поимки был разработан даже специальный план, создана агентурная группа.

Значительную помощь в задержании Янкавса оказал арест 11 сентября 1945 года его сожительницы. Поскольку она тоже была участницей «СС Ягдфербанд-Ост» Зиедане Мартинсонс - «Зайги», то выдала некоторых участников «Лесных кошек», явки, где мог скрываться ее любовник и, соответственно, пароли для связи с ним.

Янкавса обнаружили в одном из бункеров 25 января 1947 года. При задержании произошла перестрелка, в результате которой главарь получил ранение. После выздоровления был детально допрошен.

И, естественно, рассказал все в мельчайших подробностях. И как добровольно поступил на службу в «СД Остланд» в сентябре 1941 года, и как сразу же был направлен немцами под Ленинград в Тосно. Не стал скрывать, что был переводчиком при разведотделе штаба 18-й армии. «Сдал» своих «национальных героев», с которыми занимался карательной деятельностью под Ленинградом – Виктора Арайса и летчика Герберта Цукурса.

«…мне было известно, что лица, подвергавшиеся аресту в СД, подвергались в ряде случаев жестоким избиениям, а значительная часть из них просто расстреливалась. Причем расстрелы советских граждан являлись не редким явлением и расстреливали таковых примерно в 100 метрах от дома, в котором располагалась СД, и трупы закапывались там же в яме. Место расстрела хорошо известно всем работникам СД, в том числе и мне. Расстреливали, главным образом, немцы сами», - приводит строки из документа издание.

В декабре 1943 - январе 1944 Янкавс принимал участие в карательной экспедиции. В той же карательной экспедиции участвовал и личный состав Рижского полицейского полка: «…В результате практической деятельности этой экспедиции под видом ликвидации партизанских баз было сожжено значительное количество советских деревень, жители которых независимо от пола и возраста эвакуировались вглубь оккупированной немцами территории, часть из них была репрессирована…».

Затем некоторое время Янкавс служил в 15-й латышской дивизии СС, после чего в начале мая 1944 года прибыл в Берлин и зачислен в состав 502-го егерского батальона СС, которым командовал оберштурмбанфюрер СС резерва Отто Скорцени – «крестный отец» латвийских «партизан».

Отто Скорцени

«…Скорцени в личной беседе мне тогда сообщил, что в результате успешного наступления Красной армии для Германии складывается довольно неприятная обстановка. В связи с изложенным руководящими кругами гитлеровской Германии принято решение об организации в советском тылу на освобождаемых территориях повстанческого подполья по типу партизанских отрядов, которое должно развернуть широкую диверсионно-террористическую и другую подрывную деятельность, и предложил мне приступить к формированию так называемого оперативного штаба в Латвии…», - рассказывал Янкавс.

Потом была учеба в диверсионно-разведывательной школе в Гааге (Нидерланды). В Ригу Янкавс вернулся в мае 1944 года и сразу же приступил к делу: стал подбирать диверсантов для работы в советском тылу.

На допросах  Янкавс подробно излагал, кто и как готовил будущих «партизан». Это были три офицера «СС Ягдфербанд" – прибалтийские немцы.

«…Должен сказать, что диверсионно-террористическая организация »СС Ягдфербанд« являлась чисто немецкой организацией, которая, как я уже показал, была создана немецкими разведывательными и полицейскими органами с ведома руководящих кругов гитлеровской Германии для организации и проведения подрывной работы на территориях, освобождаемых Советской армией и армиями союзников от немецких захватчиков».

На комплектование «Лесных кошек» были выделены специально завербованные агенты «Фронтовой разведывательной группы 212», «Цеппелина-Норд», СД Риги, а также 40 человек из числа тех, кто уже участвовал в карательных экспедициях. Рассказал об экипировке, личном составе, назвал псевдонимы, агентов, которые находятся на легальном положении, одним словом – сдал подельников.

Примечательно, что после предъявления обвинения Янкавс признал себя виновным. Так и заявил: «Виновным себя в предъявленном мне обвинении признаю целиком и полностью… За время пребывания на нелегальном положении и до дня моего ареста я занимался активной диверсионно-террористической деятельностью. Сам лично возглавлял различные бандгруппы, организовывал, а в ряде случаев и сам лично участвовал в совершении диверсионных, террористических и бандитских актов; издавал и распространял антисоветские листовки, призывающие к свержению Советской власти в Латвии, и занимался другой преступной деятельностью".

Данные, которые были получены в ходе допросов, помогли советским контрразведчикам выйти на след оставшихся на свободе «партизанах из СС» и к лету 1947 года с «Лесными кошками» было покончено.

А те из «лесных кошек» и «братьев», кто сбежал, те попросту поменяли хозяев – в лице ЦРУ США, заключает «РГ». То ли новые хозяева, то ли бедность, но с завидной периодичностью Латвия оценивает ущерб, якобы нанесенный ей советской оккупацией. И каждый раз сумма все больше и больше. Дела, видимо, действительно идут настолько тяжело, что уже некоторые депутаты латвийского парламентa призывают перейти к прагматичным отношениям с Россией, в противном случае сложно будет решить экономические проблемы. 

Точка невозврата: 20 лет назад Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония вступили в НАТО

Растление и изнасилование: сын фронтовика, прикидывавшийся ветераном войны, обвинён в педофилии

«Сделали сальто и сушили кроссовки на Вечном огне»: кавказцы осквернили памятник ветеранам войны

Комментировать
Эту новость прокомментировали раз

Зеленский решил сменить имидж: «косит» под Лукашенко

ПОЛИТИКА

Всеми силами актер пытается поднять свои упавшие рейтинги.

Почему английский танк Challenger 2 оказался бесполезным на Украине

В МИРЕ

Ситуацию на фронте проанализировал Дэвид Экс, военный обозреватель журнала Forbes

Это теракт: теории заговора из-за обрушения моста распространяются в США

В МИРЕ

Американцы увидели в происшествии знаки большой беды.