После того, как Европарламент отказался спасать морские порты Латвии, как местные парламентарии тут же вспомнили о России.
Депутат латвийского парламентa Янис Урбанович вынужден был признать, что страна должна перейти к прагматичным отношениям с Россией, в противном случае сложно будет решить экономические проблемы. При этом парламентарий призвал даже к тому, чтобы правящая партия в парламенте начала вести переговоры с Москвой на «ненавистном русском языкe». Сегодня, как считает Урбанович, неважно как, но главное спасти ситуацию с Рижским портом. Дело в том, что латвийские порты сегодня не могут работать на полную мощь, нет заказов и, соответственно, грузов, большинство сотрудников попали под сокращение, нет даже средств на модернизацию, поскольку они были модернизированы еще во времена СССР. Парламентарий даже привел «плачевные» данные: объем переваленных грузов в порту упал на 26,7% по сравнению с 2019 годом, сообщают «Известия». Урбанович потребовал от партии взять на себя полную ответственность за исправление ситуации с Рижским портом, чтобы «грузы шли к нам, а не к конкурентам в Клайпеду, Таллин, Санкт-Петербург».
«Чтобы это происходило, необходимы наработанные контакты, переговоры (да, в том числе на ненавистном русском языке!) и много работать», — написал депутат на своей странице в Facebook.
При этом недоумение у Урбановича вызывает тот факт, что правительство никак не реагирует и даже не обсуждает плачевную ситуацию с портом, не говоря уже о коллегах в Рижской думе. Наоборот, министр транспорта Латвии Талис Линкайтис просто констатировал, что прежнего «расцвета гаваней» не будет, Евросоюз отказался помочь.
Надо сказать, что ухудшение политических отношений Латвии и России привело к тому, что уже с 2014 году республика стала терять прибыльные заказы - перевозку грузов угля и нефтепродуктов, идущих через порты и по железной дороге. Так, судя по данным Бизнес ФМ, в 2014 году объем транзита этих товаров в латвийские порты составил 46,33 миллиона тонн, по железной дороге — 32,56 миллиона тонн. Потеря одного миллиона евро в железнодорожном транзите означает потерю 0,75 миллиона евро брутто-добавленной стоимости и 0,22 миллиона евро налогов, а также убытки в размере 2,39 миллиона евро для вовлеченных в перевозки предприятий. Еще тогда в министерстве транспорта Латвии говорили, что стоит только захотеть России, так она сможет серьезно повлиять на транзитные потоки. Но Россия предпочла развивать свою инфраструктуру для транзита грузов, минуя Латвию.
Из-за ухудшения отношений с Россией вынуждены были сократить объем работы и другие предприятия Латвии. Так, после запрета на ввоз латвийский шпрот в России, как ответная реакция на санкции, 225 сотрудников предприятия по выпуску шпрот попали под сокращение. Руководитель «Kolumbija» Игорь Крупник тогда призывал слатвийское Министерство земледелия и Продовольственно-ветеринарная служба вступить в переговоры с российской стороной, но безрезультатно. К Латвии присоединилась и Эстония, требуя от России отменить эмбарго на шпроты. Однако, как правильно отмечал российский экономист Михаил Хазин, Латвия целенаправленно портила отношение с Россией. Впрочем, и сейчас продолжает это делать.