Руководители анклава демонстративно перешли «красные линии», обозначенные в статусе этого образования.
На днях власти Косово подали заявку на вступление в Совет Европы. Подобный шаг – это своего рода переход через границы дозволенного, которые провела в свое время Сербия, согласившись на само существование такого образования, как Косово. Демонстративно их нарушив, власти Приштины поставили Белград перед выбором: или навсегда смириться с потерей Косово, или одернуть зарвавшихся сепаратистов. С учетом, что непризнанная республика традиционно находится под патронажем НАТО, силовое решение косовской проблемы будет, по сути, означать открытие второго фронта против Альянса, уже сражающегося с Россией на Украине.
Срочное заседание Совбеза
Отколовшийся от Сербии регион Косово де-факто признан самостоятельным образованием многими странами Запада (в первую очередь, НАТО). Хотя де-юре — на уровне ООН — он таковым не является. Однако, на минувших выходных руководители Приштины рискнули сделать политический шаг направленный на их официальное признание мировыми политическими институтами - подали заявку на вступление в Совет Европы. Это шаг является для них переходом «красных линий», которые провела в свое время Сербия, отказавшись от военного решения вопроса своей территориальной целостности.
В ответ президент Сербии Александр Вучич объявил о том, что 16 мая пройдет заседание Совета национальной безопасности. На нем будут приняты решения по противодействию самопровозглашенным «властям» в Приштине, намеренным подать заявку на вступление в Совет Европы.
- У нас, кроме продолжения борьбы на международной сцене за новые отзывы признаний самопровозглашенной республики Косово, немного вариантов, — намекнул на возможный «горячий» ответ Сербии Александр Вучич.
По результатам заседания Совета Безопасности, Сербия может разместить в Косово и Метохии свою армию, ибо «руки у Белграда теперь развязаны». По словам сербского лидера, решение Приштины является «нарушением всех правил не только принципов международного публичного права, но и норм отдельных соглашений от резолюции Совета Безопасности ООН 1244 до Вашингтонского договора».
Ситуацию подогревают заявления от заметной части политиков, журналистов и блогеров. Они тоже считают, что именно сейчас, когда российские войска находятся на Украине, настал момент для того, чтобы попытаться вернуть косовский край под контроль Белграда. Не к этому ли, мол, готовились все эти годы, когда обсуждали реванш в кулуарах и перевооружали с российской помощью армию, вновь сделав ее сильнейшей на территории бывшей Югославии?
Косово – Украина, Сербия - Россия
При этом, ещё в апреле министр обороны Косово рассказывал в соцсетях, что Приштину «продолжают снабжать самым современным оружием и военной техникой». Правда, деталями о поставках не делился.
По данным сербских СМИ, поставки осуществляла Великобритания. От неё косовские албанцы получали противотанковые ракетные комплексы и управляемые ракеты: на территорию региона было доставлено двадцать ПТРК Javelin и пятьдесят ПТУР NLAW — и это только первая партия. Кроме того, в регион приехали британские инструкторы — чтобы убедиться, что косовские «силы безопасности» освоили всю эту технику. Президент Сербии тогда потребовал объяснений от Бориса Джонсона, назвав происходящее «вооружением террористов».
А Турции в прошлом году выделила почти полтора миллиона долларов на «трансформацию косовских сил безопасности в полноценную армию».
По сути, поведение НАТО в ситуации «Сербия-Косово» очень напоминает отношение и к другой пара государств - «Россия-Украина». Аналогичное накачивание оружием и провоцирование на переход «красных линий».
Результат провокации
Дело в том, что заявление Приштины прозвучало не само по себе. В конце апреля канцлер Германии Олаф Шольц на встрече с Альбином Курти, премьер-министром Косово, заявил, что страны Западных Балкан могут «в перспективе» войти в состав Евросоюза. То есть, по сути, спровоцировал Приштину на принятие решения.
И спустя несколько дней после заявления Шольца премьер Косово сообщил, что «вопрос о вступлении Косово в Совет Европы» может быть рассмотрен уже 20 мая на встрече глав МИД стран ЕС, которая состоится в Риме. Ожидается, что Косово может занять в Совете Европы место вышедшей из международного органа России.
Зоран Миливоевич, геополитический обозреватель и бывший дипломат, отмечает, что это акция стран НАТО, а не самой Приштины.
- Очевидно, что это стратегическая попытка утвердить государственность Косово обходным путем, поскольку получить ее штатным путем через ООН невозможно. Что касается Сербии, то она, конечно, этого не приемлет, – подчеркнул Миливоевич.
Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН Елена Гуськова считает, что «несмотря на все усилия у США никак не получается добиться признания независимости Косово».
- Это план Вашингтона. Для его достижения уже многое было сделано: создание вооруженных сил, стабильное присутствие американцев на военной базе, а также установка границы между Косово и Сербией. Косово постоянно пытаются сделать членом каких-либо организаций. Европа тоже очень сильно давит на Белград, чтобы тот признал независимость. Это одно из важных условий вступления Сербии в ЕС. Все это пока не дало результатов. Главной преградой является Россия, которая состоит в Совете Безопасности и никогда не признает независимость Косово. Белград это знает. Наша позиция проявлялась уже несколько раз, когда поднимался этот вопрос.
Двойные стандарты
Глава Сербии Александр Вучич отметил, что к вопросу территориального суверенитета Сербии на Западе относятся иначе, чем к целостности Украины.
- Голая сила и нарушение принципов приоритетнее, чем уважение норм международного права, — сказал сербский лидер.
Он отметил, что ситуация на Украине используется Приштиной, чтобы выставить Сербию ”рукой Кремля”. И они надеются получить поддержку НАТО, представляя себя ”борцами против российского тоталитаризма и так называемого фашизма».
Вучич также акцентировал внимание на том, что в Евросоюзе ведутся разговоры о возможности предоставления Украине статуса кандидата на вступление, несмотря на нерешенные территориальные проблемы. Это в очередной раз доказывает двойные стандарты по отношению к Сербии, которой годами выдвигаются новые требования для исполнения условий евроинтеграции.
Недавно президент Сербии Александр Вучич заявил, что его страна не вступит в НАТО, потому что сербы никогда не забудут детей, которые погибли в 1999 году во время бомбардировок страны силами Североатлантического альянса. По словам Вучича, Сербия лучше сама будет защищать свою землю и свое небо, чем вступит в Североатлантический альянс, результатом агрессии которого чуть более двадцати лет назад стали тысячи мирных жителей страны.
Кроме того, Александр Вучич заявил, что считает любые санкции против России аморальными и бессмысленными. Именно по этой причине, указал он, его страна не присоединилась к ограничительным мерам.