Вывел Россию на первое место в мире по темпам промышленного роста: 29 июня родился Сергей Витте

ОБЩЕСТВОПрокомментируйте новость
Вывел Россию на первое место в мире по темпам промышленного роста: 29 июня родился Сергей Витте

Витте добился введения в России «золотого стандарта», способствовал притоку капиталов из-за рубежа, поощрял инвестиции в железнодорожное строительство.

Также 29 июня Праздник объятий, День кораблестроителя, День партизан и подпольщиков, День учреждения Нобелевской Премии, Международный день промышленного дизайна и День памяти преподобного Моисея Оптинского, а также в этот день в 1956 году Коломенский завод выпустил свой последний паровоз П36-0251, а в 1973 году была запущена Кольская АЭС, первая в мире атомная электростанция за Северным полярным кругом.

Подробнее поговорим о родившемся в этот день известном русском государственном деятеле Сергее Витте. Сергей Юльевич Витте (1849-1915) добился введения в России «золотого стандарта» (1897), способствовал притоку в страну капиталов из-за рубежа, поощрял инвестиции в железнодорожное строительство (в том числе Великий Сибирский путь).

Сергей Витте. Портрет

Деятельность Витте привела к резкому ускорению темпов промышленного роста в Российской империи, за что его прозвали «дедушкой русской индустриализации».

Витте был противником начала войны с Японией и главным переговорщиком со стороны России при заключении Портсмутского мира. Сергей Витте - фактический автор манифеста 17 октября 1905 года, который предполагал начало трансформации России в конституционную монархию.

Достижения на посту министра финансов

30 августа 1892 года Витте был назначен на пост министра финансов, и занимал его в течение 11 лет. Вскоре после назначения Сергей Юльевич поднял вопрос о форсировании строительства Транссибирской магистрали (в тот момент темпы строительства были таковы, что оно могло растянуться на многие десятки лет).

Строительство железной дороги при Витте

Витте считал быстрое проведение магистрали настолько важным, что даже допускал возможность финансирования строительства за счет денежной эмиссии. На такую меру министр все-таки не пошел, но сооружение Транссиба было резко ускорено.

Сергей Витте проводил независимую кадровую политику, издал циркуляр о привлечении на службу лиц с высшим образованием. Много внимания он уделял созданию образовательной системы, готовившей кадры для промышленности, в частности, открытию новых «коммерческих» учебных заведений.

В 1894 году Витте выступил за жесткие торговые переговоры с Германией, в результате чего был заключен выгодный для России 10-летний торговый договор с этой страной. В том же году был избран почетным гражданином Казани за активное участие в строительстве Казанско-Рязанской железной дороги.

Строительство железной дороги при Витте

С 1895 года Сергей Витте начал вводить винную монополию. Винная монополия распространялась на очистку спирта и розничную и оптовую торговлю крепкими спиртными напитками; производство спирта-сырца разрешалось частным лицам при условии определенной регламентации (повышенный акциз и т. д.). Монополия стала одним из важных источников пополнения госбюджета.

Витте провел успешные переговоры с китайским представителем Ли Хунчжаном, добившись согласия Китая на сооружение в Маньчжурии Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), что позволило провести дорогу до Владивостока в гораздо более короткие сроки. Одновременно с Китаем был заключен союзный оборонительный договор. В Европе ходили слухи, что успеху переговоров содействовала выдача китайскому сановнику взятки в размере 500 тыс. руб. При этом Витте слух о взятке в своих воспоминаниях опровергает.

Сергей Витте. Портрет Ильи Репина

Несомненной заслугой Витте является проведение им денежной реформы 1897 года. В результате Россия на период до 1914 года получила устойчивую валюту, обеспеченную золотом. Это способствовало усилению инвестиционной активности и увеличению притока иностранных капиталов.

В 1899 году количество золота в обороте составило 451,40 млн рублей. Количество бумажных денег упало до уровня 661,80 млн. Количество золота в обороте по сравнению с 1898 годом увеличилось в три раза, а по сравнению с 1897 — в 12,5 раз. За 1900 год количество золота в обороте увеличилось еще в 1,42 раза. Затем этот рост стабилизировался. В целом, за четыре года количество золота в обороте увеличилось почти в 18 раз. Количество же бумажной наличности уменьшилось в 2,175 раза.

Витте выступал против попыток упрочения привилегированного положения дворянства, считая, что перспективы России связаны с развитием промышленности, усилением торгово-промышленного класса, увеличением емкости внутреннего рынка. В 1897 заявил, что «в России теперь происходит то же, что случилось в свое время на Западе: она переходит к капиталистическому строю… Это мировой непреложный закон». Выход, по его мнению, для дворянства один — обуржуазиться, заняться помимо земледелия и этими отраслями хозяйства.

Строительство железной дороги при Витте

При активном участии Витте разрабатывалось рабочее законодательство, в частности, закон об ограничении рабочего времени на предприятиях (1897). В 1898 году Витте провел реформу торгово-промышленного налогообложения. В том же году он выступил  против захвата Россией Ляодунского полуострова в Китае, где впоследствии был сооружен Порт-Артур.

Витте считал необходимым реформировать крестьянскую общину, высказывался за свободный выход из общины, добился отмены круговой поруки в общине, телесных наказаний крестьян по приговору волостных судов, облегчения паспортного режима крестьян. Не без участия С. Витте были облегчены условия переселения крестьян на свободные земли, расширена деятельность Крестьянского поземельного банка, изданы законы и нормативные правила о мелком кредите.

Сергей Витте. Портрет Ильи Репина

Впоследствии С. Витте неоднократно подчеркивал, что Петр Аркадьевич Столыпин позаимствовал ряд его идей. В 1899 году Витте получил чин действительного тайного советника.

Результаты

Сергей Витте разработал Манифест 17 октября 1905 года, обещавший гражданские свободы; при его активном участии проведены государственные реформы, включая создание Государственной Думы, преобразование Государственного Совета, введение избирательного законодательства и редактирование Основных государственных законов Российской империи.

Транссибирская магистраль

Витте активно содействовал сооружению Транссибирской магистрали и КВЖД, провел денежную реформу 1897 года по введению золотого стандарта рубля, разработал программу реформ, воплощенную в жизнь Петром Столыпиным, был сторонником ускоренного развития промышленности и развития капитализма, содействовал «первой российской индустриализации» 1890-х годов, провел реформу налогообложения промышленности.

Сергей Юльевич Витте – один из самых успешных министров финансов России. Благодаря его реформам на рубеже XIX-XX вв. Россия вышла на первое место в мире по темпам промышленного роста.

«Я очень люблю жизнь во всех ее проявлениях»: 22 июля родился Олег Газманов

«Фронт в ЛНР рухнул»: армия России прорвала оборону ВСУ на десятки километров

«ВСУ уничтожили военные самолёты в Миллерово»: на Украине разоблачили новый фейк ЦИПсО

Комментировать
Эту новость прокомментировали раз

Секретное оружие? Арестованные яхты россиян разоряют Запад

В МИРЕ

Содержание любимого суперсудна миллиардера Сулеймана Керимова обходится американским властям ежегодно в 740 тысяч долларов.

Ссорит Москву и Бишкек: Тина Канделаки стала инициатором "русофобского" скандала с Киргизией

ОБЩЕСТВО

Яблоком раздора стало здание музея, посвященное героям-памфиловцам в республике, который власти решили снести.

В России нашли неожиданную причину внезапной вспышки смертельного заболевания в США и Канаде

В МИРЕ

Листериоз охватил 12 штатов, уже есть умершие, госпитализировано более трех десятков человек, сообщили в американском Центре по контролю за заболеванием.

«Союзники предали Киев»: Джонсон предложил Украине отказаться от Донбасса и Крыма

В МИРЕ

Судя по всему, обстановка на фронте СВО действует на противника отрезвляюще.

Налевачили: обычные подшипники довели руководство старейшего подмосковного предприятия до уголовки

ОБЩЕСТВО

Балашихинский линейно-механический завод навредил военно-транспортной авиации и сорвал госзаказ.