Великому писателю-фантасту Рэю Брэдбери сегодня исполнился бы 101 год.
Мы живём в гаджетах и не знаем любви – именно так нерадостно оценил наше настоящее американский писатель фантаст Рэй Брэдбери. Можно по-разному относиться к творчеству тех, кто пишет в жанре научной фантастики, но жизнь показала, что именно они оказались во многом правы. И то, что когда-то считалось фантастикой, чем-то нереальным, плодом воображения одного человека, странным образом превратилось в реальность, настоящее.
Автор одной из самых популярных в мире антиутопий – романа «451 градус по Фаренгейту» Рэй Брэдбери, как оказалось, напророчил будущее.
Как напоминает News. Ru, 22 августа легендарному писателю исполнился бы 101 год. Брэдбери умер в 2012 году, прожив целый век и успев возродить научную фантастику и фэнтези, а позднее оказалось, что никой этой не фантастический мир, а самая настоящая реальность. Потому его книги и стали пророческими.
Быть может, все благодаря тому, что будущий «прорицатель», родившийся в Иллинойсе в 1920 году, рос во времена Великой депрессии. Реальность была настолько неприглядной, а самые обычные удовольствия настолько редкими, что Брэдбери предпочел убегать от реальности в мир иллюзий, зарываясь в книги, комиксы, фильмы.
Свои первые произведения Брэдбери публиковал в тематических журналах, наблюдая за изменениями американского общества, которое находило отдушину в книгах. «451 градус по Фаренгейту» (1953 год), «Марсианские хроники» (1950 год), «Вино из одуванчиков» (1957 год) являются настольной книгой нескольких поколений.
В СССР американского писателя любили и превозносили, благодаря чему его произведения переводились, издавались, переиздавались. Именно поэтому россияне, как и многие граждане на постсоветском пространстве, любят его творчество. Часть произведений великого фантаста в СССР была экранизирована.
Читая в прошлом веке роман «451 градус по Фаренгейту», никто даже подумать не мог, что спустя 70 лет антиутопия станет нашим настоящим. Герои этого научно-фантастического романа не любят смотреть на небо, не хотят видеть росу на траве, их не интересует ни любовь, ни дружба, зато главным для них является материальная выгода. Цель человека — работать и покупать. Да и жену главного героя Гая Монтэга мало интересует, как и чем дышит ее благоверный, какие у него проблемы на работе, важно одно – какая у мужа зарплата, потому она постоянно требует от него купить ей новые подарки. Для героев романа – работа важна ради денег, потому они не живут ею, а лишь «убивают время», на все остальное – времени нет. Ну чем не нынешнее время, когда люди предпочитают сидеть в гаджетах, нежели общаться друг с другом, когда миллиарды долларов, рублей, евро оказываются важнее человеческих судеб? А эталоном для молодежи станут блогеры, тиктокеры, участники и ведущие шоу «Дом 2». Когда всех нас превратили в потребителей.
Брэдбери подробно описывает, как людей с детства пытаются «обработать», чтобы оставшаяся в мире мыслящая часть общества не смогла заложить в человека неугодные правительству ценности. Героиня романа Кларисса рассказывает о процессе обучения в школах, отмечая, что учащиеся не задают вопросов, но получают очень много ответов. И снова напоминает современную систему образования, цель которой не получить знания, а удачно ответить на вопросы ЕГЭ.
Есть и техническая сторона в романах, которая стала нашим сегодня. Брэдбери предсказал биометрические сканеры, которые сегодня работают везде. Герой открывает дверь не ключом, а поднося палец к замочной скважине. Сейчас такую систему «умного дома» можно установить в любом здании.
Ещё одна техническая новинка от Брэдбери для Америки 50-х годов — наушники. Так героиня его романа вставляла в уши «миниатюрные ракушки» в виде крошечных радиоприёмников, которые передавали музыку, голоса, звуки. Описанные в 50-х годах «ракушки» - сегодня беспроводные наушники. Кроме того, описаны телевизионные стены - большие жидкокристаллические экраны. Ну чем не домашние кинотеатры, да и производство телевизоров в стену тоже ведется активно.
«Я не пытаюсь предсказать будущее, я пытаюсь его предотвратить, — объяснял фантаст», - признался в одном из своих интервью писатель.
В результате такого «путешествия» в мир иллюзий у писателя появилось острое желание покинуть Землю.
«Я считаю Марс своей родиной и хотел бы быть похороненным именно там. Меня тянет к этой планете, я уверен, что путешествие туда станет ключом к развитию нашей цивилизации», — приводит издание одно из воспоминаний писателя.
Быть может, фантаст уже тогда понимал, что жизнь на Земле будет нестерпимой с этой пандемией, биологическими, бактериологическими, метеорологическими, гибридными войнами? Жаль только, что не успел дожить до того, как Илон Маск обещает освоить Марс. Изобретатель даже успел создать несколько видео, на которых смоделирован полет космического корабля на красную планету и последующие события.
Тем временем уже в 2020 году Китай запустил первый зонд по исследованию Марса, который поможет изучить атмосферу, рельеф, геологические характеристики, особенности магнитного поля планеты, что поможет получить ключ к разгадке происхождения и эволюции планеты.