Владимир Владимирович вручил Рамзану Ахматовичу орден «За заслуги перед Отечеством».
Президент России наградил главу Чечни третьим по счету Орденом «За заслуги перед Отечеством». Он имеет вторую степень - первая считается высшей. Рамзан Кадыров уже получал Орден четвертой степени в 2006-м и третей – в 2021-м. Указ о награде второй степени был подписан президентом еще в феврале 2024-го, но лично вручить ее Владимир Владимирович решил именно сейчас на фоне ряда спорных заявлений, сделанных Рамзаном Ахматовичем. Почему?
Череда спорных решений Рамзана Ахматовича началась с конца прошлого года, когда он опубликовал в социальных сетях видео избиения его сыном Адамом находящегося в СИЗО осквернителя Корана Никиты Журавеля. Одно дело – взыгравшие эмоции юноши-мусульманина: останься тема на уровне слухов, о ней бы быстро забыли. Но глава республики, выкладывающий видео откровенного нарушения федеральных норм и правил содержания заключенных, выглядит, скажем так, неоднозначно.
Продолжилась череда таких действий этим летом, когда Кадыров опубликовал в своем Telegram-канале видеозапись разговора с сооснователем маркетплейса Wildberries Владиславом Бакальчуком. И сделал по итогам беседы следующее заявление:
«Жену Владислава Сергеевича Татьяну рейдеры оградили от мужа и семерых детей. Супруги не имеют возможность увидеться и пообщаться», — написал Кадыров.
То, что Рамзан Ахматович по-своему понял проблемы «Валдберис» – не было проблемой. Некорректно выглядело то, что после разговора глава исполнительной власти субъекта Российской Федерации поручил Адаму Делимханову – депутату Госдумы, высшего представительного органа РФ, разобраться с «рейдерским захватом» Wildberries. Т.е. вмешаться – то ли в спор хозяйствующих субъектов, то ли в семейно-бытовой конфликт.
Но самым неприятным последствием стало то, что в ответ на поручение Кадырова Делимханов, пообещал выполнить его просьбу и «довести дело до конца», выполнив все быстро и «на 100 процентов». И, спустя полтора месяца, «дело», действительно, дошло до конца: в центре Москвы, где расположен офис компании, началась стрельба с участием представителей народов Кавказа. Закончилась она погибшими и ранеными.
В последнее время Рамзан Ахматович расширил перечень двусмысленных заявлений. Например, после удара украинским БПЛА по университету спецназа в Гудермесе дал указание бойцам из Чечни не брать пленных. И зачем-то публично об этом сообщил. На эмоциональном уровне очень многие с Кадыровым согласились. Но с точки зрения правовой: как может руководитель субъекта Федерации открыто требовать от военнослужащих нарушить ту же Женевскую конвенцию? Хорошо, что вскоре Рамзан Ахматович свой приказ отменил. Но из логики ситуации вытекало, что главы Белгородской или Воронежской области, куда регулярно летят БПЛА, тоже могут солдатам из своих регионов дать какое-то принципиально важное указание? Или это все-таки прерогатива Министерства обороны РФ?
Затем была прямая линия в Чечне, на которой прозвучало самое спорное заявление Рамзана Кадырова. Он сказал, что главы МВД и СК РФ, (назначенные, кстати, лично Путиным), сидят не на своих местах. Плюс, по мелочи, пообещал оказать давление на органы следствия по делу чеченского подростка, который обвиняется в избиение граждан в торговых центрах и парках Москвы.
А на днях, когда режим Асада в Сирии рухнул, глава Чечни высказался по поводу лидера местных террористов Аль-Джулани (это не метафора, его группировка «Хайят Тахрир аш-Шам» запрещена в России и признана террористической):
«Я против политики Асада. Сейчас пришел человек, которого поддерживает население. Лучший выбор сирийского народа, дон, с ним Россия должна сотрудничать».
Бог с ним, с Аль-Джулани: на Западе политики быстро переобулись и уже называют того «либералом». Но Кадыров - «против политики Асада». Того, ради поддержки которого, Владимир Путин отправил армию в Сирию?
Понятно, что все эти заявления Рамзана Ахматовича, как говорится, делал не со зла. Все дело в характере, в эмоциональности. И по факту Кадыров является верным другом Владимира Путина, который обеспечивает реализацию политики федерального центра в Чечне.
Но публичная политика – несколько иная сфера. Здесь важны мелочи, которые очень сильно влияют на общественно-политические настроение в стране. И когда глава одного из субъектов федерации раз за разом «вмешивается» то в сферу полномочий следственных органов, то Минобороны, то МИД – это вызывает резонанс. А задача предотвращать и гасить «народное волнение» лежит на совсем других людях в Кремле. И, конечно, кому понравится, что Рамзан Ахматович своими заявлениями регулярно «набрасывает» им все новую работу?
Не случайно, за последнее время «аптека» (так за глаза называют АП - «администрацию президента») послала Кадырову пару предупредительных сигналов. Например, по поводу того, что незаменимых не бывает.
И вот, сразу после этого, Владимир Путин решает вызвать Кадырова в Кремль и лично наградить. Зачем? Министр Чечни по национальной политике, внешним связям, печати и информации Ахмед Дудаев написал:
«Награда была присуждена в знак признания его выдающегося вклада в укрепление российской государственности, повышение обороноспособности страны, а также за значительные достижения в социально-экономическом развитии Чеченской Республики».
Абсолютно верно. Но «вклад» не был меньше, скажем, в марте или августе. Пригласить Кадырова Путин решил именно в декабре сразу после целой серии накладок с высказываниями и действиями Рамзана Ахматовича.
Самая логичная версия заключается в том, что Владимир Владимирович просто решил совместить две вещи – приятную и не очень. То есть, позвал к себе друга, чтобы, с одной стороны, прямо и лично поговорить с ним о необходимости быть более корректным в публичных высказываниях, а во-вторых, вручить своему товарищу заслуженную награду.
Мог ли Путин поговорить с Кадыровым по телефону? Конечно. Но тут необходимо учитывать кавказский менталитет. Одно дело – позвонить, чтобы обсудить дела или рассказать какую-то текущую новость. Но мужчина должен говорить неприятные вещи другому мужчине в глаза, иначе для чеченцев ситуация выглядит не в пользу того, кто критикует. Да и вообще, если людей связывает долгая дружба, некорректно формализовать подобного рода разговор за счет электронных средств коммуникации. Плюс – важно увидеть лично реакцию собеседника, уловить – насколько он тебя понял. И просто ли понял, или готов к шагам навстречу.
И, судя по всему, Рамзан Ахматович услышал Владимира Владимировича. Последние заявления главы Чечни – просто пример для любого руководителя национальной республики России. Вот, скажем, он пишет про День Конституции:
«Первый Президент ЧР, Герой России Ахмат-Хаджи Кадыров называл Конституцию паспортом субъекта и государства и всегда выступал за его безоговорочное соблюдение. Чеченский народ всецело поддержал эту позицию в ходе Всенародного референдума 2003 года. Сегодня наша республика - неотъемлемая часть России, один из самых безопасных и стабильно развивающихся регионов страны. Мы твёрдо убеждены, что Конституция РФ и впредь будет служить надёжной основой для развития общества и гарантом спокойствия и благополучия граждан».
Или вот – по поводу встречи с Председателем Правительства России Михаилом Мишустиным:
«При Михаиле Владимировиче существенно повысилось качество работы Правительства РФ. При сложностях, имеющихся в экономике, кабинет министров демонстрирует высокую эффективность. Не было такого тесного и продуктивного взаимодействия Чеченской Республики с Правительством РФ, как сейчас. Региону оказывается вся необходимая поддержка, что позволяет нам качественно и в срок решать стоящие задачи».
Безусловно, за риторикой Кадырова внимательно следят в Кремле и «проделанную работу» видят. Инсайдеры сообщают, что
«В АП отмечают, что Рамзан Кадыров предпринимает срочные шаги для улучшения своего имиджа перед Владимиром Путиным. Параллельно с этим, Кадыров активно налаживает контакты с ключевыми фигурами российской власти. Судя по многочисленным фото и видео с радостным Кадыровым в окружении первых лиц государства, его усилия приносят плоды».
Однако, это вовсе не означает, что все забыто:
«Кадырову дали чётко понять, что времена особого отношения к нему и Чечне закончились. Теперь от республики требуется полное соблюдение российских законов».
Что касается телеграмма, то блогеры и пользователи абсолютно по разному оценили награду Кадырова. Многие просто считают, что ее дали очень своевременно:
«Это достойный человек, который навёл в Чеченской Республике порядок, практически искоренив преступность (вообще любую, не только экстремистскую). Никто другой из современников с этим бы не справился. Ахмат - СИЛА! Россия - мощь! Быть добру!»
«Рамзан достоин награды. Он столько бойцов отправил на сво сам их обеспечивает всем!»
«Россия многонациональная страна, в этом ее сила. Хотите Россию в границах московской области? давайте, гоните на на нерусских. Сила в единстве. Быть добру!»
Конечно, есть и те, кто видят в ситуации негатив:
«Награждение может свидетельствовать о том, что у нас, у России сейчас нет возможности действовать действительно жёстко, как положено Великой державе. Путин окружил очень многими некомпетентными людьми».
Кстати, Рамзан Кадыров еще в 2004 году получил звание Героя России. Его отцу - Ахмату Кадырову - присвоили звание посмертно, после его гибели в том же году из-за взрыва на стадионе в Грозном. И в 2019-м на ежегодной пресс-конференции Владимира Путина спросили: не жалеет ли он о решении присвоить Ахмаду и Рамзану Кадыровым звания Герой России?
Владимир Путин ответил, что Рамзан Кадыров получил звание за участие в боевых операциях против членов бандформирований, он «лично принимает участие в боевых операциях» и «под пули лезет». Кроме того, Грозный несколько лет назад выглядел, как «Сталинград после Сталинградской битвы», а сейчас преобразился. Отец Рамзана Кадырова — Ахмат Кадыров — погиб «за Чечню и за Россию» от рук террористов:
«Поэтому я указов о награждении Героем России, таких указов просто так не подписываю», — подчеркнул президент.
В ответ Рамзан Кадыров в своем телеграм-канале написал:
«На пути Ахмата-Хаджи, чтобы оправдать Ваше высокое доверие, мы готовы днем и ночью трудиться, бороться и, если потребуется, не задумываясь отдать свои жизни во имя России и ради нашего Президента Владимира Путина!!!»
И подпись: «С уважением, Ваш пехотинец Рамзан Кадыров».
Будем надеяться, последний (или крайний) разговор «пехотинца» с его командиром и другом даст продолжительный результат. И в ближайшие месяцы, а лучше – годы, мы не станем свидетелями новых, двусмысленных или некорректных заявлений руководителей Чечни.