Глава Чечни рассказал, что не поддерживал политику Башара Асада
Рамзан Кадыров, глава Чечни, высказался по поводу ситуации в Сирии. Ранее он никак не комментировал ее, полностью игнорируя сирийскую повестку, например, в своем телеграм-канале.
Находясь на мероприятии в Москве, Рамзан Ахматович кратко дал понять: он считает, что новые власти Сирии (фактическим лидером является Абу Мухаммад Аль-Джулани, лидер группировки «Хайят Тахрир аш-Шам»*, которую Россия считает террористической) вполне хороши. С ними можно и нужно вступать в союз, а не просто, в силу «ситуации на земле», вести вынужденные переговоры о гуманитарных и военных вопросах.
- Я был против политики Асада. Сейчас пришел человек [Аль-Джулани], который реально поддерживается населением. С ним, я считаю, Россия должна союзничать. Я думаю, это будет правильно,- заявил Кадыров.
Отметим, что на Западе уже успели назвать Аль-Джулани чуть ли не сторонником демократических ценностей. Между тем история этого персонажа вряд ли позволяет увидеть в нем искреннего либерала. Так, еще в 2003 году он присоединился к «Аль-Каиде»*, успел посидеть в американской тюрьме. В 2012 году, выйдя на свободу, создал ячейку «Аль-Каиды»* в Сирии. Правда, в ИГИЛ* вступать не стал, оставшись под «Аль-Каидой»*.
С 2021 года Джулани как подменили. Даже внешне он стал выглядеть иначе: не как террорист-исламист, а как модный метросексуал с ухоженной бородкой. ХТШ*, с прицелом на завоевание популярности в западных странах, начала активно позиционировать себя как «светская» группировка.
Правда, после падения режима Башара Асада в Сирии что-то пошло не так. Вместо свободы и демократии начались массовые погромы, убийства, публичные казни. Сам Башар успел вылететь вместе с семьей в Москву, но не вывез прах отца. В итоге могилу Хафеза Асада осквернили, а гроб с его телом сожгли.
Сирии предсказывают войну всех против всех, подобно той, что развернулась в Ливии после свержения Муаммара Каддафи. Естественно, это вызовет поток беженцев из Сирии, а уровень жизни оставшихся радикально уронит.
ХТШ*, возможно, и в самом деле пользуется поддержкой среди мусульман-суннитов, составляющих около 60% населения Сирии. Однако что касается остальных 40% (христиане, алавиты, шииты, друзы и прочие) – вряд ли фигура Аль-Джулани их вдохновляет. При этом непосредственно алавитов, к которым относилась и династия Асадов, правившая Сирией более полувека, порядка 10%. С большой долей вероятности сунниты, долгое время считавшие себя «угнетенным большинством», сочтут себя вправе начать мстить алавитам.
За кого и против кого, чисто гипотетически, Россия может «союзничать» с ХТШ*? Вступить в борьбу с «израильскими сионистами»? Бороться за «территориальную целостность Сирии» против тех же христиан с алавитами? Совместно ополчиться на шиитский Иран? Детально свою идею Кадыров раскрывать не стал.
Отметим, что в былые годы, например, в 2015-м, глава Чечни называл представителей международного терроризма «шайтанами». Правда, при этом говорил, что, если бы это зависело от него, он бы амнистировал большинство боевиков, задержанных в той же Чечне по террористическим статьям.
- Будь моя воля, я бы большинство задержанных в предыдущие годы освободил бы. Потому что у нас была сложная военная ситуация. Международный терроризм развивался более десяти лет, и в период безвластия эти шайтаны выиграли борьбу в идеологическом отношении. Когда зашли войска, много молодежи ушло в лес. И я, в том числе, мог бы уйти, если бы моим отцом не был Ахмат-Хаджи. Потому что я не знал, что делать,- говорил тогда Рамзан Ахматович.
*Террористическая организация, запрещенная в России