По одной из версий, наша страна может значительно расширить свои границы
История с принудительной посадкой в Белорусcии ирландского самолета, в котором летел бывший главный редактор телеграм-канала «Нехта» Роман Протасевич, и его последующий арест может получить далеко идущие последствия. В том числе и для российско-белорусских отношений. В нынешней политической обстановке возможны несколько вариантов развития событий. О них «Блокноту» рассказал аналитик Института региональной экспертизы Алексей Жвалев.
Первый сценарий (пожалуй, наиболее вероятный) предполагает набор ритуальных санкций и демонстративных мер в отношении Белоруссии со стороны Европейского Союза и США. Например, запрет полетов над территорией Белоруссии для западных авиакомпаний (что сейчас и наблюдается), прекращение работы с национальным белорусским авиаперевозчиком «Белавиа», высылка дипломатов, общественное порицание белорусского лидера и подобные меры, которые могут быть достаточно неприятны, однако не несут в себе серьезной угрозы для Александра Лукашенко. Можно сказать, что Лукашенко не привыкать к таким ситуациям и вряд ли гнев западных стран сам по себе вызовет у белорусского президента какое-то напряжение. Тем не менее, по мере роста давления со стороны запада, Лукашенко вынужденно приходится искать поддержки в Москве, что уже и происходит - встреча Владимира Путина с Лукашенко может состояться на днях, 28 мая.
Возможен и более жесткий сценарий, когда санкции против Белоруссии окажутся серьезнее, чем обычно - например, под экономические ограничения могут попасть такие крупнейшие белорусские предприятия как «Белнефтехим» и «Беларуськалий». В таком случае, положение батьки может оказаться сложнее, а традиционное лавирование между Россией и ЕС окажется практически невозможным. Вместе с тем, очевидно, что Лукашенко будет до последнего сопротивляться любым попыткам заставить его окончательно выбрать сторону.
Однако, учитывая экстраординарную ситуацию с посадкой самолета Ryanair, нельзя исключать и наиболее радикальное развитие событий. Если ЕС и США примут решение о необходимости на самом деле расправиться с Лукашенко, могут последовать такие меры как отключение страны от системы SWIFT, полное прекращение экономического сотрудничества с предприятиями госсектора республики, приостановка наземного транзита, замораживание дипломатических отношений вплоть до полного разрыва, а также исключение Белоруссии из международных организаций. В случае, если будет реализован такой сценарий, единственным выходом для Александра Лукашенко может стать скорейшая интеграция с Россией и вхождение республики в состав Российской Федерации.
Можно не сомневаться, что западные страны достаточно хорошо представляют себе эти последствия слишком сильного давления на Лукашенко, однако главный вопрос сегодня - осталось ли у них место для маневра? Вероятно, что предложение Великобританией очередных санкций против российского «Северного потока – 2» в связи с инцидентом в Белоруссии как раз преследует цель не дать Москве слишком активно распахивать объятия навстречу братской республике. Можно предполагать, что предстоящая встреча Владимира Путина с президентом Белоруссии определит вектор отношений двух стран в новых условиях. От результатов этих решений зависит и то, о чем пойдет речь на переговорах Путина и лидера США Байдена.
Ранее сообщалось, что Белоруссию готовят к объединению с Россией. При этом почти четверть россиян поддержали объединение с Белоруссией, показал проведенный соцопрос. Социологи задали респондентам вопрос об отношениях России и Белоруссии. Так, 44% считают, что страны должны активнее сотрудничать в экономической сфере, 28% — что необходимо сохранить сотрудничество на прежнем уровне. 13% выступают за образование общего государства с единым руководством, 10% придерживаются мнения, что Белоруссия должна войти в состав России.