Ранее в Литве допустили возможность закрытия сухопутных границ с Россией.
На фоне ввода пятого пакета санкций Евросоюза на Западе заговорили о возможной блокаде Калининградской области. Сейчас большинство товаров в регион доставляют автотранспортом через территорию Литвы. Эксперты считают, что заблокировать Калининградскую область у ЕС не получится — у РФ есть возможности обойти блокаду.
Ранее министр транспорта и коммуникаций Литвы Марюс Скуодис допустил закрытие сухопутной границы. По его словам, такое решение страна не может принять самостоятельно из-за договоренности между РФ и ЕС. К тому же это в первую очередь ударит по бюджету самой Литвы. Сейчас от транзита грузов она получает порядка 72 млн евро.
Автотранспортное сообщение с Калининградской областью организовано через МАПП «Чернышевское». Как отметил губернатор Антон Алиханов, в день этот погранпункт пропускает до 300 фур в обе стороны. С регионом также действует авиа- и морское сообщение. В последнее время власти субъекта занимались пополнением запасов, в том числе минеральными удобрениями, продуктовыми товарами и топливом. Несмотря на это, цены в калининградских магазинах продолжают расти, сообщает «МК».
Энергетическая блокада Калининградской области также не грозит. Транзит газа через Прибалтику проходит в штатном режиме и регулируется договором между РФ и ЕС. Вместе с тем, в калининградский порт все-таки пригнали регазификационную установку «Маршал Василевский».
Главный редактор информационного агентства Baltnews Андрей Стариков считает, что Калининградская область в случае возможной блокады будет подготовлена к ней. Регион может нарастить морское сообщение с Ленинградской областью и избежать дефицита продуктов.
«Другие варианты сообщения в случае блокады будут дотироваться и субсидироваться государством - и, возможно, это делается уже сейчас. Потому что я не слышал о подорожании авиабилетов в Москву и Санкт-Петербург, несмотря на рост себестоимости полетов. Если вопрос грузового снабжения встанет остро, то все издержки, связанные с его обеспечением, будут покрываться региональными и федеральными бюджетами. Калининградцы не будут покрывать из своего кармана последствия действий недружественных стран. На уровне Общественной палаты и региональной власти эти вопросы уже поставлены», — объяснил Стариков.
Эксперт добавляет, что жители Калининградской области из-за внешней ситуации покидать регион не спешат. Даже в случае гипотетической блокады калининградцы смогут всегда приехать в остальную Россию по морскому пути.
Уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов полагает, что решить проблему с ростом цен в Калининградской области можно за счет государственных дотаций и расширения поставок по морю. Для поставки товаров Титов предлагает задействовать контейнеровозы.
«Сейчас они в Калининград не идут, потому что невыгодно, действующий тариф не окупает перевозки. Но если предусмотреть субсидии и здесь (по расчетам, около 1000 рублей на тонну груза), морские перевозки станут более интенсивными. Будет столько кораблей, сколько нужно. Если это не сделаем, получим большие проблемы с самим существованием людей в эксклаве», — отметил Титов.
В свою очередь в российском МИДе надеются, что Евросоюз не станет «играть с огнем» и не допустит блокаду Калининграда. Об этом сообщил замглавы МИД РФ Александр Грушко. «Я очень надеюсь, что здравомыслие в Европе все-таки не позволит пуститься в какие-либо игры вокруг Калининграда. Думаю, многие понимают, что это игра с огнем», — сообщил он.
8 апреля стало известно, что Европейский союз утвердил пятый по счету пакет санкций в отношении России. Ограничения коснутся импорта угля из России, вводится запрет на доступ российских судов в порты ЕС и перевозку грузов автотранспортными компаниями по территории Евросоюза.
По оценкам экспертов, новые санкции со стороны Евросоюза только ухудшают диалог между Москвой и Брюсселем. При этом россияне, скорее всего, почувствуют их не сразу, а лишь к концу лета.