К 2024 году в стране планируют запустить электронное голосование
Председатель Центризбиркома России Элла Памфилова сообщила, что дистанционное электронное голосование в масштабах всей страны может быть внедрено к 2024 году. По ее словам, уверенно можно говорить о том, что дистанционное электронное голосование в масштабах всей страны может быть осуществлено к следующей федеральной кампании, а не к 2021 году. «Следующая федеральная кампания - это у нас 2024 год», - напомнила Памфилова. О том, чем чреваты выборы в режиме онлайн «Блокноту» рассказал руководитель мониторингово-экспертного центра «Группа 32» Роман Коломойцев.
После всей той феерии демократии, что мы наблюдали в ходе президентской кампании- 020 в США, беспрецедентной как по уровню фальсификаций и нарушений, так и по уровню недоверия граждан к их итогам, может показаться, что у нас в России не существует проблем с выборами, есть лишь отдельные недостатки. А в целом, курс, заявленный Центризбиркомом, в частности, утвержденная процедура многодневного голосования на выборах всех уровней, расширение возможностей избирателей введением дистанционного электронного голосования (ДЭГ) – якобы приняты и одобрены большинством населения. Хотя не раз звучали предупреждения, что данные новшества снижают степень защиты от возможных фальсификаций, а «удобство голосования» не является синонимом прозрачности.
Недостаточно, на мой взгляд, обсуждались риски удаленного электронного голосования. В США, в Европе проводились эксперименты с таким голосованием. И практически везде эта технология была признана ненадежной и потенциально уязвимой от нарушений, от тех же хакерских атак или, условно говоря, от вмешательства «держателей» системы. Сегодня эта технология применяется только в Эстонии. Должен заметить, что эксперты и наблюдатели привлекались к обсуждению дистанционного электронного голосования формально, их замечания были учтены в малой степени. При этом сама система создавалась представителями исполнительной власти, то есть стороной, заинтересованной в исходе выборов.
Первые идеи о проведении дистанционного электронного голосования на выборах в Мосгордуму прозвучали в феврале 2019 года. В конце мая Госдума приняла федеральный закон об эксперименте, а осуществили его уже 8 сентября. Спешка, слабая нормативная база, непрозрачность системы и несовершенство российской избирательной системы в целом вполне способны превратить электронное голосование в инструмент электоральных махинаций.
Но доводы скептиков не остановили инициаторов этих нововведений от внесения соответствующих поправок в наше избирательное законодательство, и они были одобрены властью.
На таком фоне, говоря откровенно, для меня не столь существенно, как будут разбираться с предложенным Владимиру Путину тем же Центризбиркомом вопросом «разведения» избирательного и учебного процесса при многодневном голосовании в сентябре 21 года – с 11 по 13 сентября. Это технический вопрос. На данном этапе для меня важнее, еще, как говорится, на дальних подступах к сентябрьским выборам, исследовать и оценить, действительно ли в России после одобрения поправок в Конституцию, сформировался общественный консенсус вокруг общих ценностей и проводимого президентом курса. А также, насколько серьезны заявки новообразованных партий на доверие и поддержку граждан.
Очевидно, что Государственная дума в 2021 году становится более влиятельной структурой в раскладе российских властных институтов. Поэтому предвижу, что борьба за депутатские места будет нешуточной. А недовольство местных элит и их борьба за «внимание Москвы» может реализоваться в протестном голосовании в одномандатных округах, обострив известный конфликт «центр – регионы», одновременно усиливая настроения против «Единой России».
Уже сейчас заметна тенденция к «подталкиванию» Кремля больше учитывать в своей политике интересы регионов и активнее привлекать региональные элиты к выработке федеральных решений. Тем более что региональным властям в качестве утешительного бонуса фактически отдали местное самоуправление и его ресурсы.
Полагаю, многое в предстоящем электоральном цикле станет яснее в самое ближайшее время по мере развертывания информационно-политического сопровождения предвыборных кампаний тех 16 партий, которые получили возможность участвовать в выборах без сбора подписей. К тому же многое свидетельствует о том, что запрос населения на открытость и публичность политики, на реальное представительство своих интересов, на диалог с различными политическими силами, что вызвано общей ситуацией в стране, будет только нарастать.