Максим Арьемьев о том, почему не удается альтернатива Зюганову.
Уже лет двадцать политологи задаются вопросом - почему не удается альтернатива Зюганову? Почему левый фланг российской политики монополизирован именно КПРФ под руководством своего несменяемого вождя? И хотя не раз предпринимались попытки потеснить зюгановских коммунистов, они всякий раз заканчивались провалом.
Так вышло и с Николаем Платошкиным – олицетворением для кого-то некоммунистического социализма российского разлива. Теоретически его цель – создание в РФ социалистической партии - имела все шансы на успех. В стране невысокий уровень жизни, высок уровень эксплуатации, сильная разделение между бедными и богатыми, слабая социальная защищенность. При этом ослабление КПРФ явно могло быть на руку Кремлю. Сам Платошкин ни в коем случае не радикал, а вполне системный деятель, много лет находился на дипломатической службе. Однако что-то пошло не так. Платошкин оказался почти на год под домашним арестом, а 19 мая 2021 года приговорен Гагаринским районным судом к пяти годам лишения свободы условно и штрафу в размере 700 тысяч рублей.
Весь «бэкграунд» Николая Платошкина свидетельствовал о том, что от него не может быть никакой угрозы режиму. Парень из простой семьи в подмосковном селе поступил в МГИМО. Почти двадцать лет отдал МИДу, служил и в ФРГ (еще при СССР), и в США, и в центральном аппарате министерства. В такие вузы и на такую работу экстремисты не попадают. Затем по личным причинам поссорился с начальством и ушел со службы, перейдя на преподавательскую работу. Он оказался плодовитым автором и выпустил немало книг из популярной истории по самым разным направлениям - тут и Испания, и Чили, и США, и Чехословакия, и Германия, и Никарагуа, и Венесуэла. Также он защитил кандидатскую и докторскую диссертации. Как видим, перед нами вполне обычный переход с дипломатической службы в науку, явление распространенное. Среди дипломатов вообще традиционно много интеллектуалов. Во Франции, например, это национальная черта, много крупнейших поэтов и писателей страны служили послами. В СССР, конечно, традиции были иными, но все равно, общий культурный уровень дипломатов был куда выше остальных чиновников.
Однако у Платошкина имелись более амбициозные планы, и чисто академическая карьера ему казалась недостаточной. Поскольку он часто привлекался как эксперт к выступлениям по ТВ, Платошкин стал выступать и политическими заявлениями, сотрудничал с КПРФ, поддерживал ее кандидатов на выборах. Для широкой публики он стал известен в 2018 году, когда резко выступил против пенсионной реформы и, одновременно, открыл свой канал в Ютьюбе, который собрал более 600 тысяч подписчиков.
Отношения его с КПРФ были партнерскими – Платошкин не вступал в партию, держался особняком, и уже в январе 2019 объявил о создании движения «За новый социализм». Правда, осенью того же года он участвовал в выборах в Госдуму по округу от Хабаровского края как кандидат от КПРФ, но проиграл, весьма существенно отстав от победителя – члена ЛДПР, поддержанного тогдашним губернатором Фургалом. После этого Платошкин все дальше и дальше удался от компартии. Осенью 2020 был проведен съезд Социалистической партии РФ, избравшей Платошкина своим лидером, но Минюст не зарегистрировал партию.
Важно отметить, Платошкин – волк-одиночка. Он сам по себе, в учрежденной им Соцпартии нет ни одного известного лица, она создалась во многом на базе его сторонников в Интернете, и сетевые активисты составили ее руководство. Иными словами, партия - личный проект Платошкина, и для других социалистов в России он вовсе не авторитет, вообще – никто, скорее конкурент чем союзник. Надо сказать, что социалистов в РФ много на любой вкус, можно вспомнить и Бориса Кагарлицкого, и Александра Бузгалина, например. Но это все – академический, элитный социализм с минимальным влиянием на политическую и общественную жизнь. Есть и так сказать, официальный социализм в лице «Справедливой России» Миронова, партия даже член Социнтерна. Несмотря на все формально благоприятные предпосылки для левых в России, на деле они разобщены и маргинализированы.
Этому много причин, но главная - общее отсутствие доверия между людьми, и невозможность заниматься политикой, не имея санкции сверху. Пока же Кремль санкционировал аж целых две «левых» партии – КПРФ и эсеров, и, видимо, считает, что этого вполне достаточно.
Возможно, на каком-то этапе была интрига по созданию угрозы КПРФ, как это уже случалось в 2004, когда Геннадий Семигин попытался расколоть партию и «увести» ее от Геннадия Зюганова. Тогда попытка закончилась ничем, точнее, сильным ослаблением КПРФ, потерей ею ряда депутатов в Думе (при том что фракция и так была немногочисленна), и ясным сигналом, что в будущем ей не надо делать резких движений – во избежание повторения подобных ситуаций. Геннадий Зюганов послание понял, и с тех пор проблем Кремлю не создает. Платошкин, возможно, играл роль Семигина в 2018-2019, но затем на проекте поставили крест, и он оказался не нужен, но вошел во вкус, и не захотел выходить из игры. За что и поплатился. Платошкин стал неугоден своей неуправляемостью.
Сильными сторонами, способствовавшими раскрутке Платошкина, являлись его солидная внешность (в которой есть что-то брежневское), убедительный тон речи, претензии на эрудицию с интеллигентностью вкупе с доступностью изложения. Он стал классической фигурой эпохи Ютьюба, человек который сам себя сделал на своем канале.
Однако появившись из ниоткуда в буквальном смысле, сегодня он может также в никуда и кануть. После судимости он никуда баллотироваться не сможет. КПРФ как в агитаторе в Платошкине больше не нуждается, равно как «СР». Свой вариант социализм он вряд ли кому сможет «продать». Его одиночество - обратная сторона быстрого надувания через Интернет. Большинство блогеров, в том числе ранее нами рассмотренные Татьяна Монтян и Юрий Подоляка, равно как и Максим Шевченко по большому счету – не командные игроки. Репутации быстро создаются, но и также быстро распадаются. Пока я не вижу у Платошкина какого-то будущего. Даже Навального смогли довольно эффективно вывести из игры, и никаких массовых протестов вслед за его арестом не последовало.
В сезон-2021 Кремль решил делать ставку на привычные и знакомые ему силы на условном левом фланге – КПРФ и модернизированную «Справедливую Россию», которая, видимо, получает шанс пройти вновь в Думу. Платошкин в таком раскладе не нужен никому.
Самое интересное: