После скандала, спровоцированного заявлением главы ЕК Урсулой фон дер Ляйен о 100 тысячах убитых, эксперты взялись за подсчеты безвозвратных потерь Украины.
На Украине не стихает скандал, связанный с заявлением председателя Европейской комиссии Урсулы Фон дер Ляйен о 100 тысячах убитых. Киевский режим не только вынудил вырезать часть о безвозвратных потерях из видеообращения еврочиновницы, но и назвал свои данные. Это дало повод экспертам и аналитикам произвести свои расчеты, и числа потерь оказались гораздо выше.
Член главного совета военно-гражданской администрации (ВГА) Запорожской области. Владимир Рогов убежден, что безвозвратные потери Украины, которые назвала глава Еврокомиссии, занижены в два раза.
«Если брать эту оценку по состоянию несколько месяцев назад, то она была вполне возможна. Сейчас потери со стороны [киевского] режима в разы больше заявленного количества», - приводит издание Life комментарий Рогова.
Некоторые пользователи, комментируя публикацию Еврокомиссии в Twitter, предположили, что Урсула фон дер Ляйен могла запутаться в цифрах. Так, она перепутала суммарные потери (куда входят погибшие и раненые) с безвозвратными (только погибшие).
Экс-командир спецназа ВС СССР Янис Кальпис напомнил, что цифру в 100 тысяч погибших бойцов ВСУ называл раньше главы ЕК председатель комитета начальников штабов США Марк Милли. Бывший военный объяснил, что в учебниках указывается некритическое количество потерь в соотношении 1 к 3, то есть на одного убитого трое раненых. Однако Украина несет в живой силе такие потери, каких не было в 18 веке, когда все бои заканчивались рукопашной.
"Количество убитых в ВСУ увеличивается с каждым днём. Если кто-то будет изучать потом эту страницу украинской истории, то наверняка возникнет вопрос, почему такая крупная армия, находящаяся в обороне, несёт потери 1 к 10 или 1 к 20», - констатирует опытный спецназовец.
Как считать безвозвратные потери
Поначалу к безвозвратным потерям относили военнослужащих, погибших в бою или от ран, которым не успели оказать вовремя медицинскую помощь. Однако с 90-х годов к безвозвратным потерям стали причислять еще и тяжелораненых.
Еще в июне советник главы Офиса президента Украины Алексей Арестович называл цифру потерь в 10 тысяч человек а раненых - 30 тысяч военнослужащих. По странному совпадению, получилось, как по учебнику 1 к 3. А 30 ноября один из главных украинских пропагандистов снова назвал цифру в 10 тысяч человек. При этом Арестович заявил, что держал бы эту цифру в секрете, но раз «человек ошибся», имея в виду Урсулу фон дер Ляйен, то ему теперь придется огласить реальное количество погибших на Украине солдат.
Верить в цифры, называемые киевской властью, сложно. Прежде всего потому, что киевский режим уже попадался на занижении собственных потерь, в частности, в начале специальной военной операции. Кроме того, только в одном из наступлений на юге страны ВСУ потеряли порядка 3500 человек. И это при том, что тогда сухопутные войска ВСУ были оснащены зарубежной техникой, вооружением да еще и получали от США, Великобритании и других стран разведданные по перемещению российских частей.
В ноябре один из чиновников Пентагона признался изданию NBC News, Россия тратит до 20 тыс. артиллерийских снарядов в день, а при такой плотности огня потери противника не могут составлять 1 к 3, они гораздо больше.
Что же касается цифры в 100 тысяч военнослужащих, то эксперты убеждены: данные Еврокомиссия получила от зарубежной разведки. Но та, в свою очередь либо получает цифры непосредственно от украинских властей, либо сама специально занизили данные, чтобы не шокировать украинцев, ведь в противном случае все могут подумать о бесполезности помощи НАТО.
Сколько поставлено под ружье
После начала СВО президент Украины Владимир Зеленский объявил всеобщую мобилизацию. Призыву подвергались мужское население от 18 до 60 лет. Была запланирована мобилизация одного миллиона человек за четыре волны. В реальности цифры оказались меньше. Как утверждают независимые аналитики, призвать удалось только до 300 тысяч человек. Высказывают они сомнения и по поводу того, что все мобилизованные прошли специальную военную подготовку.
Также, по некоторым данным, ВСУ постоянно нарушает правило «золотого часа», когда важно оказать тяжелораненому медицинскую помощь. Как признавались украинские военнопленные, медицинские автомобили часто использовались не по назначению - подвозили боеприпасы. Нехватка боеприпасов, некачественные бронежилеты и шлемы тоже множат потери.
С учётом того, что боевые действия на Украине ведутся в основном артиллерией и авиацией, то потери ВСУ могут составлять до 500 тысяч человек. В это число входят не только убитые и раненые, но и сотрудники силовых структур (полиция, Нацгвардия, батальоны территориальной обороны).
Накануне советник Зеленского Михаил Подоляк озвучил свою цифру потерь ВСУ. «У нас есть официальные оценки Генерального штаба, есть официальные оценки, о которых говорит верховный главнокомандующий. И они у нас составляют от 10 до 13 тысяч погибших», — сказал Подоляк.
В сентябре министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил, что Украина потеряла половину своей армии: 61 207 погибших и 49 368 раненых. А в ноябре командующий Объединенной группировки российских войск в зоне спецоперации Сергей Суровикин сообщал, что только в октябре потери ВСУ составили более 12 тысяч военнослужащих.