В немецкой провинции фермер с радостью сядет за руль «неказистой» LADA. В пригороде Шотландии каждая третья машина - «восьмерки» и «девятки» с правым рулем. В Бельгии и США фанаты советских авто объединяются в сообщества и устраивают многомиллионные аукционы. Есть ли будущее у АвтоВАЗа за рубежом, когда в России авторынок упал на 40%?
В автомобильном мире расовая дискриминация – это норма. Здесь уважают «немцев», «японцев», «корейцев», «американцев» (впрочем, большинство авто первых стран собираются из американской стали, на заводах США, американскими рабочими, а затем их покупают те же американцы). Тем не менее, в Нью-Йорке, Брюсселе или где-то в Глазго нет-нет, да попадется на дороге «россиянин» или же старый-добрый советский автомобиль.
Охотники выбирают «Ниву»
После развала СССР хвалить «свое» у нас стало немодно. Медицина – ужасная, образование – деградирует, киносериалы – «смотрят только домохозяйки». Но больше всего достается дорогам и отечественному автопрому. С тех пор как иностранные товары заполонили российский рынок, на тех, кто не «раскошелился» на иномарку (можно в кредит), смотрят как на неудачника. Конечно, не все. Но, как правило, «оседлавшему» отечественный автомобиль (а таких в стране больше половины) хотя бы раз да приходилось оправдываться за свой выбор перед более «удачливым» соседом.
Между тем, любой проехавшийся по российскому бездорожью оценит, к примеру, надежную «Ниву». А как оказалось, российские внедорожники любят и за рубежом. Да, на периферии. Но фермерам, охотникам, лесникам куда важнее «понтов» проходимость и возможность «доводки» «железного коня» по потребностям.
Впрочем, назвать производство и продажи товаров нашего главного АвтоВАЗа за границей «массовыми» - было бы большим преувеличением. Тем не менее, они есть, а кое-где за дело берутся энтузиасты-бизнесмены.
Снижение цен на Kalina kombi увеличило спрос
В апреле немецкий «Шпигель» с пренебрежением поведал о «штаб-квартире фирмы Lada Deutschland в Германии». На деле речь шла о почти автосервисе предпринимателя Дитера Трцаска, который под заказ завозит в городок Букстехуд (в быту немцы в шутку используют название города как мы - Урюпинск) и продает их с индивидуальным ремонтом местным аграриям.
Для одних, к примеру, снимают задние сиденья, чтобы было больше места для мусоросборника (это особенно любят делать лесники и охотники). Для других налаживают установку для сжиженного газа (если приходится много колесить по городу).
Данный сервисный центр автор почему-то сравнил с представительствами ведущих автомобильных марок и, очевидно, не в пользу «наших».
- Когда говорят «штаб-квартира фирмы» или «центральное представительство в Германии», и речь идет об автопроизводителях, то возникает представление о представительных зданиях. Впечатляющие дворцы, где за большими стеклами представлена актуальная палитра моделей, блистающих в особым образом установленном свете. Полы из мрамора и ковры, приглушающие шум. Тогда как при посещении штаб-квартиры фирмы Lada, скорее, возникают мысли о жидком навозе, - пишет «Шпигель».
Тем не менее, тот же автор с неохотой признал:
- Трцаску удается превращать кризис в бизнес. Российская экономика слабеет, - санкции действуют, в результате рубль теряет свои позиции по отношению к евро. Поэтому фирма Lada Deutschland договорилась с АвтоВАЗом о новых условиях — и снизила цены на Kalina kombi до 6 тыс. 950 евро, что, конечно, повысило спрос.
Наконец, немец Трцаска по-настоящему верит в то, что делает. Ценит 4×4, то есть полный привод, небольшое межосевое расстояние, повышенную проходимость. "Такого автомобиля больше никогда не будет!» — восклицает он. Ждет новую партию Kalina и Lada Vesta. А наиболее продаваемым автомобилем является олдтаймер Lada Taiga, более известный как Lada Niva.
- В автомобильном бизнесе так не бывает — нельзя просто перевести тумблер в другое положение, чтобы всё изменилось. Такие вещи требуют времени, — говорит Трцаска.
Он готов ждать результатов от новой команды Бу Андерссона на АвтоВАЗе в России. А, с другой стороны, что ему остается делать?
В долгосрочной перспективе доля автомобилей Lada в Германии может составить 0,5%. Это означает примерно 9 тыс. проданных автомобилей в год. Но пока это только мечты.
До кризисного 2008-го в «полях» Шотландии каждый третий ездил на «восьмерке» или «девятке» с правым рулем. В английском пригороде спросом пользуется новая Lada Riva. Несколько лет назад береговая полиция на пляжах Сан-Диего перемещалась на «Нивах» в модификации - без крыши и с дугами безопасности, и на Suzuki Samurai.
Новый взгляд на советские автомобили
Британское Би-Би-Си, в свою очередь, рассказывает о жизни «рожденных в СССР» авто, превратившихся в престижное ретро. Конечно, на любителя. Продукция советского автопрома встречается в городском потоке или на фестивале автомобильной старины — как на Восточном, так и на Западном побережье США. Существуют целые сообщества коллекционеров из Америки, Европы и России, которые поддерживают контакты друг с другом через блоги и форумы.
Американец Винни Бакшт умудрился вывезти еще из СССР запасной ЗИЛ-41045 из кортежа президента Михаила Горбачева - «винтаж эпохи Перестройки, модель, выпущенная в 1985 году». Здесь автор подивился тому, «как странно выглядит номерной знак в рамке от автодилера из Нью-Джерси на советском лимузине».
19-летний Роман Грудинин победил на конкурсе в Гринвиче (Британия) в своем классе на советском народном автомобиле ВАЗ-Лада. Юноша наладил связи с целой сетью коллекционеров данных автомобилей в России и Восточной Европе. В коллекции одного из его друзей из Венгрии 13 экземпляров. Его единственный автомобиль западного производства — купе BWM 850i. Клуб классических «Жигули» Венгрии насчитывает 65 тыс. зарегистрированных «Лад», обитающих в пределах границ этой страны.
- Название «Лада» использовалось для машин, поставлявшихся на экспорт. В России автомобиль назывался «Жигули». С 20 млн проданных экземпляров созданная на базе Fiat «Лада» заняла второе место в мире (!) после Volkswagen-«жук» в рейтинге самых распространенных автомобилей. Более половины от этого количества было продано на экспорт, - напоминает Би-Би-Си.
Еще один американец Саймон Росс мечтает, чтобы как можно больше его соотечественников своими глазами увидели «Ладу» либо любой другой советский или российский автомобиль и за пределами конкурсов. Его коллекция насчитывает 20 экземпляров, включая две военные машины, а на подходе еще десять. А к числу его любимцев принадлежит ЗАЗ.
АвтоВАЗ продвигается в ГерманииВ самом АвтоВАЗе будущее концерна за рубежом видят вполне удачным: ««Сделано в России» не отталкивает, не пугает наших потребителей, пока мы поставляет качественный продукт и услуги». Кроме того, эксперты компании уверяют, что санкции и негативный политический фон на продажах за границей не сказались.
- Некоторые рынки, например, рынки Великобритании и США, пока нами не рассматриваются из-за технических ограничений (правый руль, особые нормы), - рассказал «Блокноту» представитель пресс-службы АвтоВАЗа Святослав Березий. - В настоящее время самой популярной моделью в ЕС является LADA 4х4, которую в Германии, где мы продали примерно 1000 а/м 4х4 в прошлом году, знают как «Тайга» (имя, которое ей дал наш действующий импортер в Германии).
Березий поведал, что у концерна есть представительства в ЕС, например в Париже и в Праге. А вот в Германии (во Франкфурте) - только коммуникационный и исследовательский офис, где проводятся технические и потребительские исследования, а также следят за дистрибьюторами.
- Господин Андерссон в своем недавнем интервью отметил, что мы активно проводим реорганизацию нашей представительской и дистрибьюторской сети по всему миру, включая ЕС. АвтоВАЗ на пути к тому, чтобы стать производителем международного класса, предлагающим продукты с хорошим соотношением цена-качество и высоким уровнем обслуживания потребителей по всему миру, - заявили в АвтоВАЗ.