На возведение оборонных сооружений даже не заложили денег в бюджет.
То, что контрнаступ провалился в НАТО уже признали. Более того, генсек Альянса Йенс Столтенберг призвал готовиться к плохим новостям с Украины. Но в Киеве еще надеются победить Россию. Как? Перемолов нашу армию мощной обороной. Вопрос в том, хватил ли Украине денег и времени, чтобы создать своб «линию Суровикина»?
Украинские источники сообщают, что Зеленский долго не соглашался на уговоры главкома ВСУ Валерия Залужного начать строительство укреплённой линии обороны, потому что это означало бы отказ от наступательной тактики ВСУ. Но потом неожиданно согласился. Telegram-канал «Резидент» со ссылкой на источник в офисе Зеленского сообщает: решение было принято после приезда в Киев министра обороны США Ллойда Остина и «жёсткого разговора» о такой необходимости.
После этого президент Украины публично сообщил, что будут созданы фортификационные укрепления на «основных оборонительных рубежах». А именно, на Авдеевском, Марьинском, Купянско-Лиманском, в приграничных регионах с Россией и Белоруссией. По его словам, отныне обустройство обороны станет для Киева приоритетным вопросом.
По правилам военного дела, укреплённых линий обороны должно быть три. По словам главы Минцифры Украины Михаила Фёдорова, на первой линии обороны строительство фортификационных сооружений будет осуществляться силами минобороны. На второй и третьей — Государственного агентства восстановления и развития инфраструктуры через привлечение частных подрядных организаций.
Вот только на возведение оборонных сооружений в бюджете Украины денег не заложили: были уверены, что контрнаступ окажется победным. Значит, придется брать средства из военного бюджета, который расписан на закупку оружия. Плюс - из общего бюджета страны, обрезая другие сектора.
О какой сумме речь? Строительство оборонных сооружений уже оценили минимум в 40 млрд. $. И это без коррупции и воровства. Да, есть внешняя помощь. Но ее не хватит. По данным украинского минфина, Украина в ноябре получила наименьший объём внешней финансовой помощи за последние полгода — 2 млрд долларов льготного финансирования. В июле такая помощь составляла 5,3 млрд. Чтобы покрывать дефицит бюджета, Украине надо в месяц 7-8 млрд.
Теперь о сроках. Для сравнения: «линия Суровикина» возводилась шесть-восемь месяцев, начиная с октября 2022 года, и была готова к началу контрнаступления ВСУ в июне. Есть ли полгода у киевского режима?
К тому же, дадут ли ВКС РФ спокойно реализовать такой проект? Не перейдут ли наши танки и пехота в наступление раньше? Особенно, если учесть, что зима на Украине создает для строителей дополнительные сложности: морозы чередуются с дождями. Копать и подгонять технику очень трудно.
Также многое зависит от человеческих ресурсов. А на Украине наблюдается их усталость. На днях украинские боевики заявили, что больше не могут воевать в Авдеевке.