Политолог Роман Коломойцев – о практике американских вторичных санкций
Говоря о сюжете с вторичными санкциями в отношении России, вполне можно использовать слегка измененную известную фразу фокусников: «следите за руками» на - «следите за Блинкеном». Недавно глава Госдепа США, проявив завидную активность, посетил сразу пять республик бывшего Советского Союза в Центральной Азии. По мнению наблюдателей, используя привычные в американском дипломатическом арсенале «кнут и пряник» - пугая «имперскими амбициями России» и обещая финансовую помощь в поддержке их независимости. Однако вряд ли ему стоит ожидать здесь быстрого успеха. О санкционной политике США – в авторской колонке руководителя мониторингово-экспертного центра «Группа 32», главного редактора InFocus.рress Романа Коломойцева.
Несколько ранее, в ходе своего первого визита в Турцию с момента занятия должности, Блинкен, осмотрев с вертолета разрушения, вызванные землетрясением, широковещательно заявил на военной базе НАТО Инджирлик: «Соединенные Штаты здесь». И пообещал, конечно же, предоставить Анкаре финансовую помощь в размере $50 млн на восстановление после землетрясений. Чисто демонстративный жест на фоне неоднократно выражаемой обеспокоенности «тесными отношениями Турции с Москвой».
Конкретику этой «обеспокоенности», согласно источникам Bloomberg, раскрыл замсекретаря по терроризму и финансовой разведке Минфина США Брайан Нельсон, который по следам визита Блинкена тоже встретился с турецкими чиновниками, чтобы «обсудить обеспокоенность США по поводу растущего экспорта в Россию, включающего и американские товары». Это прозвучало, как предупреждение, что отправляемые на экспорт товары на десятки миллионов долларов попадают в Россию и могут быть использованы оборонной промышленностью для расширения украино-российского конфликта. В ОАЭ Нельсон также наметил шаги по пресечению уклонения от санкций, указав официальным лицам, что углубление финансовых связей ОАЭ с Москвой препятствует американским усилиям по изоляции России. В заявлении по итогам визита говорится, что переговоры в ОАЭ были сосредоточены на “координации в отношении незаконного финансирования».
В Турции результат тогда последовал незамедлительно: турецкая таможня начала блокировать поставку в Россию санкционных товаров, которые шли по схемам параллельного импорта, о чем сообщили российские логистические компании. Но еще в прошлом году предупреждения Вашингтона побудили выйти из российской платежной системы «Мир» пять турецких банков.
Нетрудно предположить, чем США воздействуют, в частности, на турецкое руководство. Впереди у Р.Т. Эрдогана выборы, политическая обстановка в республике весьма сложная. Оппозиция там активна и способна к консолидации и решительным действиям. Уже определился серьезный соперник нынешнего турецкого лидера в предвыборной борьбе. Как Америка умеет добиваться выгодных для нее целей, играя на политическом поле, показали, в частности, всем «неопределившимся» в своей ориентации последние события Грузии.
Что остается России в ситуации все плотнее сжимающегося вокруг нее кольца? Необходимо обратить внимание на содержание состоявшихся недавно визитов министра иностранных дел Сергея Лаврова в ряд африканских стран, Индию и Саудовскую Аравию. Очевидно, идет непростая дипломатическая работа над созданием некой новой конфигурации государств, которая с учетом возможных политических разногласий, поможет России в главном - преодолеть стратегию США на политическую изоляцию и экономическое удушение нашей страны.