А в России этот транспорт становится всё более популярным.
В Париже запрещают прокатные электросамокаты. Мэр города Анн Эдальго объявила, что запрет вступит в силу с 1 сентября и добавила, что запрета на приобретение электротранспорта в частном порядке не будет. Запретить прокат электросамокатов попросили сами жители — в городе провели референдум.
В Париже устроили голосование и спросили у горожан, нужно или нет запрещать аренду электросамокатов в столице. Работал 21 избирательный участок в 20 округах Парижа. 89% опрошенных считают, что нужно запрещать, правда, в голосовании приняло участие лишь малое число жителей (103 тысячи из 1,3 млн), но это никого не смутило. Кроме того, референдум носил рекомендательный характер, а решающее слово оставалось за мэром города.
«Это гражданское голосование стало премьерой городского консультативного референдума», — заявила Идальго, назвав решение жителей «победой местной демократии».
По её словам, она не имеет ничего против арендных велосипедов, но электросамокаты являются «источником напряженности и беспокойства» для горожан, а запрет позволить уменьшить неудобства от них в общественных местах.
Причем, Париж был пионером в развитии кикшеринга (проката электросамокатов). Городские власти стремились продвигать экологически чистые виды транспорта, поэтому наряду с обычными и электровелосипедами тут появились и электросамокаты. Власти ввели правила для арендных самокатов: скорость не более 20 км/час, выделенные места для парковки, запрет езды по тротуарам. Однако по мере роста популярности этих транспортных средств росло и число происшествий с ними.
Постепенно электросамокаты стали проблемой для парижан. В 2022 году из-за них пострадали 459 человек, а трое — погибли. Например, в июне 2021 года 31-летняя итальянка погибла после того, как ее сбил электронный скутер с двумя пассажирами на борту во время прогулки по набережной Сены.
Причем, в большей части инцидентов замешаны именно арендные самокатчики, которые игнорируют правила движения, выезжая на тротуары (в Париже это запрещено). Кроме того, такие самокаты нередко паркуют где попало и даже сбрасывают в Сену.
В прошлом году в Париже самокаты брали в аренду более 18 млн раз. 71% пользователей были в возрасте от 18 до 35 лет. Компании аренды электросамокатов (в Париже их три — Lime, Dott и Tier) пытались «переманить» горожан на свою сторону и убеждали их голосовать в обмен на бесплатные поездки, но это не помогло.
В других французских городах ранее уже запретили аренду электросамокатов — речь идет о Тулузе, Ницце, Монпелье. В других городах мира ищут решение, чтобы оставить этот удобный и доступный вид транспорта, но при этом и не доставлять неудобств жителям.
Например, в Лондоне до осень прокатные самокаты работают в тестовом режиме, а после власти отберут нескольких операторов, которые «способны соответствовать строгим требованиям безопасности и высоким стандартам эксплуатации».
Компании кикшеринга, работающие в Берлине, уже заявили, что «расстроены новостями из Парижа». Там обратили внимание, что большая часть горожан не голосовала, а значит, что и электросамокаты — не проблема для них.
«Отказ от прокатных электросамокатов также означает, что Париж изолирует себя от остального мира с такими крупными столицами, как Вашингтон, Мадрид, Рим, Лондон, Берлин или Вена, которые проводят политику поддержки таких средств передвижения как способа сократить ненужное использование автомобилей», — цитирует CNBC представителя компании Tier.
В России сервисы кикшеринга распространены в крупных городах. Они появились в 2018-2019 годах. Первые арендные самокаты можно было увидеть в Анапе, Сочи и Москве. По данным исследования портала о транспорте будущего Truesharing.ru, в 2022 году прокат электросамокатов работал в 163 городах и локациях России, а сервисом пользовались порядка 15,5 млн человек, которые совершили около 103,5 млн поездок. ДТП с такими самокатами тоже случаются, но, по предварительным данным, они составляют около 10% от общего числа с электросамокатами.
Правительство РФ в октябре 2022 года утвердило поправки в ПДД для электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности (СИМ). Теперь СИМ выделены в отдельную категорию ПДД, им разрешено движение по тротуару и велодорожке с максимальной скоростью до 25 км/час. Причем, пешеходы в движении получают приоритет перед СИМ. Права для вождения электросамоката не нужны. По дороге можно ехать, если тротуар небольшой и там не хватает места, а поток машин едет медленнее 60 км/час.
Однако даже несмотря на правила и ограничения, дискуссия о присутствии арендных электросамокатов остается открытой. Некоторые парки запрещают движение на такоем транспорте в зонах, где много людей и вне велодорожек, в ряде городов есть запрет на высокую скорость в таких местах, а в других не разрешено движение на таком транспорте ряде участков.
Ранее «Блокнот» рассказал о спорах вокруг строительства мечети в Москве.