Нашей стране предстоит определиться, кто для нее важнейший союзник на Ближнем Востоке
Советник-посланник посольства России в Иране был вызван в тегеранский МИД для выражения протеста содержанию заявления, принятого по итогам прошедшего VI заседания Российско-арабского форума сотрудничества (РАФС). В заявлении затрагивался вопрос территориальной целостности Ирана, касающийся островов Абу-Муса, Большой Томб и Малый Томб в Персидском заливе. Их принадлежность Ирану оспаривается ОАЭ. Позицию Объединенных Арабских Эмиратов поддерживает Саудовская Аравия (СА). Для Тегерана это «красная линия», которую он не даст пересечь Москве. В итоге, России надо выбрать, чью позицию занять по данному вопросу: арабских шейхов с нефтью и миллиардами или нашего друга, подставившего в трудную минуту СВО свое плечо и немного «Шахедов» 136?
Итак, нашей стране выражен решительный протест Исламской Республики Иран по поводу поддержки российским правительством «необоснованных утверждений, упомянутых в заявлении по итогам VI заседания Российско-арабского форума сотрудничества в Марокко».
Ранее официальный представитель внешнеполитического ведомства Исламской Республики Насер Канаани осудил содержание этого заявления, отметив, что «Иран не считает вопрос своей территориальной целостности и суверенитета над тремя островами предметом обсуждения, отвергает любые претензии любой стороны в этом отношении и ни в коем случае не отступится от прав на собственный суверенитет и территории». Он подчеркнул, что «иранские острова Абу-Муса, Большой Томб и Малый Томб, расположенные в голубых водах Персидского залива, всегда принадлежали Ирану и являются неотъемлемой частью территории».
А командующий Военно-морскими силами Корпуса стражей исламской революции (КСИР,) Ирана Алиреза Тангсири призвал арабские страны Персидского залива прекратить покушаться на территориальную целостность Ирана, претендуя на острова в акватории.
Это не первое предупреждение России. В июле иранская сторона уже выражала протест послу России в Тегеране Алексею Дедову из-за подписанного Москвой заявления по итогам министерского заседания стратегического диалога Россия — Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). А министры иностранных дел России и Ирана Сергей Лавров и Хосейн Амир Абдоллахиан провели телефонный разговор по сложившейся ситуации.
Более того, спикер иранского парламента Мохаммад Багер Галибаф заявил СМИ, что Россия должна знать - сотрудничество Ирана с соседями зависит от соблюдения «красных линий» иранского народа, включая суверенитет и территориальную целостность:
«Иран и Россия являются двумя важными странами в регионе, которые разрабатывают и продвигают сотрудничество в различных областях, основанное на общих интересах. Однако Россия должна знать, что сотрудничество Ирана с соседями зависит от соблюдения «красных линий» иранского народа, включая территориальную целостность и суверенитет над тремя островами в Персидском заливе: Большой Тунб, Малый Тунб и Абу-Муса», — сказал он.
Проблема определения границ в акватории возникла полвека назад. Абу-Муса, Малый Томб и Большой Томб — острова в Персидском заливе, которые имеют стратегическое значение, поскольку находятся перед Ормузским проливом, соединяющим Персидский залив с Индийским океаном. Под контролем Тегерана они находятся с 1971 года.
Мы сейчас в сложной ситуации. Россияне хорошо помнят, сколь грандиозным выглядел недавний визит Владимира Путина в Саудовскую Аравию и ОАЭ. И для нас отношения с ними очень важны: именно они контролируют основные нефтяные потоки в мире, обладают колоссальными финансовыми ресурсами. Президент России Владимир Путин и наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман по итогам личной встречи договорились о сотрудничестве в целом ряде областей: нефть и газ, мирное использование ядерной энергии, наука и обмен знаниями, коммуникации и технологии, транспорт и логистика, цифровая экономика, инновации, космос, туризм, спорт, здравоохранение и др.
Теперь становится понятно, для чего накануне визита Путина в эти страны президент Ирана Эбрахим Раиси неожиданно и срочно прилетал Москву. Переговоры лидеров шли несколько часов за закрытыми дверями. И по их завершению ничего кроме общих слов известно не стало. Обычно, такая «тишина» и продолжительность встречи связаны с обсуждением важной проблемы, найти компромисс по которой никак не удается. Судя по всему, Раиси пытался уговорить Путина не поддаваться очарованию арабских шейхов.
Но визит в СА и ОАЭ был принципиально важен для России. И после такого приема, который оказали Путину, после всех договоренностей о сотрудничестве, России было сложно не принять участие в VI заседании Российско-арабского форума сотрудничества (РАФС) в Марракеше, но и поддержать итоговую декларацию. Увы, содержание документа прямо противоречит интересам Ирана.
Что теперь будет? Некоторые эксперты считают, что Москва и Тегеран сумеют потушить конфликт. Среди тех, кто придерживается подобной точки зрения - политолог и востоковед Станислав Тарасов:
«Москве пока не удается выдержать нейтральную форму выражения своего отношения. Но стороны найдут компромиссный подход».
А научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов считает, что МИД РФ следует занять и публично обосновать нейтральную позицию Москвы относительно островов в Персидском заливе, иначе мы рискуем разрушить сложившееся партнерство.
Но не все так просто, как советуют эксперты. Арабские шейхи, которые приняли Владимира Путина как «царя царей» в пику США и показали всему миру, что богатейшие страны Ближнего Востока с Россией, ожидают от нашего руководства встречных неформальных шагов. В том числе, и по спорным островам.
На другой чаше весов Иран, который в самые трудные месяцы СВО помог нам беспилотниками. Сейчас же, на фоне углубления кризиса с Израилем, Исламская Республика в любой момент рискует стать жертвой атаки со стороны США и еврейского государства. И, как бы, самое время для России проявить благодарность и оказать поддержку Ирану. Выбор не простой.