Украина слишком часто наносит удары по Чечне, и риск для гражданской авиации чрезмерно высок.
В авиакатастрофе Баку-Грозный погибло 38 человек. Версии случившегося разные. Но пока больше всего обстоятельств указывает на то, что самолет был сбит: или украинским дроном, или – чеченским ПВО, или - в тот момент, когда ракета уничтожила БПЛА противника, и вокруг разлетелись осколки. Во время попытки приземления рейса в аэропорту Грозного республика отбивалась от очередной атаки вражеских БПЛА. В такой ситуации, аэропорт столицы Чечни необходимо закрыть, даже если это не устроит главу Чечни Рамзана Кадырова, который все активнее реализует себя в качестве политика на международном уровне.
В истории трагедии самолета, рухнувшего в Актау, остается открытым один принципиально важный вопрос: если в тот момент, когда судно приблизилось к Грозному, республика подверглась атаке беспилотников, почему гражданский рейс не развернули еще на подлете? Почему позволили войти в потенциально опасную зону?
Безусловно, ответы на эти вопросы будет искать специальная комиссия. Но, возможно, пришло время вообще на время прекратить использование гражданского аэропорта в Грозном, который в последнее время достаточно часто подвергается атакам украинских БПЛА?
После начала СВО были закрыты аэропорты в целом ряде областных центров, находящихся неподалеку от зоны конфликта. Если теперь враг расширил географию своих ударов, стоит подумать и о запрете для Грозного. Тем более, что как сообщили в авиакомпании Azerbaijan Airlines (AZAL), она уже приостанавливает рейсы из Баку в Грозный и Махачкалу. Скорее всего, скорее примеру последуют и другие авиакомпании.
Руководство Чечни вряд ли обрадуется такому решению. В последнее время, ее глава Рамзан Кадыров активизировался на «международной арене»: много летает в арабские страны для выстраивания связей, дает советы МИД РФ, с кем надо дружить, а кого – считать террористом.
Поэтому лично для него прекращение полетов из Грозного создаст дополнительные сложности. Более того, нельзя исключать, что ВСУ именно с этой целью и бьют по Чечне: спровоцировать нервозность у Кадырова, вынудить его на эмоциональные и непродуманные шаги.
Тем не менее, если на весах лежит безопасность пассажиров гражданских рейсов, аэропорт Грозного должен быть закрыт до тех пор, пока не закончится спецоперация, или – мы не сможем обеспечить с помощью ПВО абсолютно непреодолимый заслон для дронов противника.
Очень важно, к каким выводам придет комиссия. Не исключено, что на их основании нам стоит ожидать достаточно жесткой реакции международного сообщества. Ведь если в фюзеляже обнаружат застрявшие элементы ракеты ПВО, в гибели людей обвинят не просто Чечню, а всю Россию. Нам надо быть готовыми к такому развитию событий.
На фасаде аэропорта размещена цитата Ахмата Кадырова: «Мое оружие – правда, и перед этим оружием бессильна любая армия». Следуя совету первого президента Чечни, крайне уважаемого в республике человека, сложившаяся вокруг гражданских полетов ситуация требует именно сказать правду: пока республика не может дать стопроцентные гарантии безопасности прилетающих гражданских рейсов.