Ряд СМИ уже прямо обвинили нашу страну.
Ряд экспертов считает: из полной расшифровки переговоров экипажа рейса с диспетчером в Грозном можно предположить, что судно стало жертвой «глушилок» для украинских БПЛА. Они работали из-за атаки беспилотников. Как только лайнер начинал снижаться для посадки, у него переставал работать GPS, а диспетчера терял «radar contact». Именно из-за этого пилот не смог посадить самолет в Грозном и принял решение лететь в Баку. Тем не менее, судя по сообщениям СМИ Азербайджана и крупнейших европейских агентств, трагедию пытаются повесить на Россию.
В авиакатастрофе погибло 38 человек. Выжило 32. Тела семи жертв крушения самолета в Актау были опознаны, сообщило МЧС Казахстана. В настоящее время эксперты занимаются разбором компонентов разбившегося самолета Embraer.
Премьер-министр Казахстана Олжас Бектенов после авиакатастрофы близ Актау поручил проверить техническое состояние всех аэропортов и самолетов в стране:
Шесть пострадавших при крушении самолета близ Актау находятся в реанимации, сообщила администрация Мангистауской области Казахстана.
Утром спецборт с пострадавшими при крушении самолета в Казахстане россиянами прилетел из Актау в Москву. Среди девяти эвакуированных - один ребенок. Их состояние тяжелое, но они транспортабельны, — сообщили в МЧС РФ. На борту им осуществлялась вся медицинская помощь, рассказал врач анестезиолог-реаниматолог отряда Центроспас МЧС РФ Виктор Белинский.
Тем временем, Казахстан расследует крушение самолета Azerbaijan Airlines вместе с представителями Азербайджана и Бразилии, сообщили в Минтрансе республики. ВВС Бразилии заявили о готовности помочь Казахстану в расследовании крушения самолета AZAL. О готовности оказать поддержку сообщила и сама бразильская компания Embraer, которая произвела разбившийся самолет.
Ряд экспертов считает, что из полной расшифровки переговоров экипажа рейса «Баку-Грозный» с диспетчером в Грозном можно предположить: судно стало жертвой «глушилок» для украинских БПЛА. Они работали из-за атаки беспилотников. Как только лайнер начинал снижаться для посадки, у него переставал работать GPS, а диспетчера терял «radar contact». Именно из-за этого пилот не смог посадить самолет в Грозном и принял решение лететь в Баку.
Борт уже ждали: в аэропорту зажигались огни посадочной полосы. Но как только самолёт снижался, то происходили неполадки, которые, вероятно, были вызваны «глушилками» БПЛА. В 07.53 и 07.55 системы отключались почти полностью, экипаж сообщал, что не может использовать зональную навигацию (метод самолетовождения), и другие возможности. Причём диспетчер также терял «radar contact» и в таких условиях не мог вести самолёт на посадку.
Последняя попытка зайти на посадку прошла почти в полном безмолвии. С 08.10 по 08.11.50 в эфире молчали все, но вместо приземления на полосу номер 26, экипаж сообщил «Следуем на Баку».
В 08.12 экипаж вновь сообщает о потере сигнала на обоих датчиках GPS и просит координировать полёт диспетчера, что он и делает следующие несколько минут.
Потом становится известно о поражении самолета внешним источником: экипаж принял его за столкновение с птицами.
Вот эта часть радиообмена от телеграм-канала «Aviahub»:
08:11:50
Экипаж: AXY8243, следуем в Баку.
08:11:58
Диспетчер: AXY8243, с текущим курсом набирайте 900 м.
Экипаж: С текущим курсом набираю 900 м, AXY8243.
08:12:12
Диспетчер: AXY8243, подтвердите, уходите на Баку запасной?
Экипаж: Подтверждаю, уходим на Баку запасной, AXY8243.
08:12:29
Диспетчер: AXY8243, первоначально набирайте FL80, и подскажите, сможете следовать прямо на точку Пинта?
Экипаж: Набираем FL80, сейчас подскажем, AXY8243.
08:12:48
Экипаж: AXY8243, оба GPS потеряны, нужно векторинг.
Диспетчер: AXY8243, вас понял, вправо курс 360.
Экипаж: Вправо курс 360, AXY8243, спасибо.
08:14:15
Диспетчер: AXY8243, набирайте FL150.
Экипаж: Набираем FL150 (неразборчиво), AXY8243.
Диспетчер: AXY8243, и ускорьте набор.
Экипаж: Ускоряем набор, AXY8243.
08:16:05
Экипаж: У нас отказало управление, удар птиц в кабине. Удар птиц в кабине (неразборчиво).
08:16:16
Диспетчер: AXY8243, вас понял, какая помощь вам нужна?
08:16:41
Экипаж: Какая в Мин-Водах погода, окажите, пожалуйста, помощь.
Диспетчер: AXY8243, в 16 минуту.
Экипаж: Не понял.
Диспетчер: AXY8243, в 16 минуту.
Экипаж: Что в 16 минуту?
Диспетчер: AXY8243, повторите ваше сообщение, вас плохо слышно.
08:17:15
Диспетчер: AXY8243, борт порядок?
Экипаж: Борт порядок, следуем на Мин-Воды.
Диспетчер: AXY8243, вас понял, следуйте с текущим курсом до команды.
Экипаж: Понял, с текущим курсом следуем до команды. Пожалуйста, просьба большая — погода Мин-Вод.
Диспетчер: AXY8243, ожидайте, набирайте FL150.
Экипаж: Набираем FL150.
08:18:29
Диспетчер: AXY8243, выполняйте левую орбиту.
Экипаж: Не могу выполнять, управление теряется. Дайте нам векторение на Мин-Воды, и, пожалуйста, дайте нам погоду Мин-Вод.
Диспетчер: AXY8243, вас понял, ожидайте. Влево курс 030.
Экипаж: Влево курс 030.
08:19:12
Экипаж: Я не могу сохранять 150, у нас давление повышено в кабине.
Диспетчер: AXY8243, вас понял.
08:20:27
Диспетчер: AXY8243, влево курс 360.
Экипаж: Влево 360, у меня самолет теряет управление.
Диспетчер: AXY8243, для информации погода Мин-Вод: ветер 120°, 6 м/с, видимость более 10 км, облачность сплошная, нижний край 180 м, QNH 1024 гПа, полоса в работе 11.
Экипаж: Дайте нам Махачкалу.
08:21:20
Экипаж: И Махачкалу.
Диспетчер: AXY8243, решили следовать на Махачкалу?
Экипаж: Так точно, на Махачкалу, дайте погоду.
Диспетчер: AXY8243, ожидайте.
08:22:12
Диспетчер: AXY8243, вправо курс 110.
Диспетчер: AXY8243, Грозный Вышка.
Экипаж: На приеме.
Диспетчер: AXY8243, вправо курс 140.
08:22:57
Экипаж: Теперь гидравлика отказала.
08:23:03
Диспетчер: AXY8243, Грозный Вышка.
Экипаж: На приеме, у нас отказала гидравлика.
Диспетчер: AXY8243, понял. Можете выполнять курсы?
Экипаж: Да, не можем выполнять. Дайте конкретный курс, мы пойдем на Махачкалу.
Диспетчер: AXY8243, влево курс 100, поправка вправо курс 100.
Экипаж: Вправо курс 100. Погоду Махачкалы.
08:23:42
Диспетчер: AXY8243, погода Махачкалы: ветер 310°, 2 м/с, видимость 3300, нижний край 750 м, дымка, QNH 1026 гПа, полоса в работе 32.
Экипаж: Понял.
08:24:26
Диспетчер: AXY8243, подтвердите, объявили бедствие?
Экипаж: (неразборчиво) не понял (неразборчиво).
08:24:43
Экипаж: AXY8243, повторите.
Диспетчер: AXY8243, борт порядок?
Экипаж: Борт порядок.
08:24:55
Экипаж: Разрешите нам (неразборчиво).
Диспетчер: AXY8243, повторите.
Экипаж: (неразборчиво).
08:25:09
Диспетчер: AXY8243, вас слышно неразборчиво, повторите ваше сообщение.
Экипаж: (неразборчиво).
08:25:30
Экипаж: AXY8243, как приняли? На приеме.
Диспетчер: AXY8243, Грозный Вышка на приеме, вас слышно очень плохо.
Экипаж: (неразборчиво).
08:25:47
Экипаж: AXY8243, разрешите следовать на данной высоте.
Диспетчер: AXY8243, сию по диспетчерскому вас не наблюдаю, подскажите вашу высоту.
08:26:10
Экипаж: Наша высота 80.
Диспетчер: AXY8243, постарайтесь набрать FL100.
Экипаж: Если сможем.
08:27:00
Диспетчер: AXY8243, Грозный Вышка.
Экипаж: На приеме, AXY8243.
Диспетчер: AXY8243, работайте Ростов Контроль 134,1.
Экипаж: Ростов Контроль 134,1, AXY8243.
Далее экипаж разбившегося рейса «Баку-Грозный» вел переговоры с Ростовом.
Можно обратить внимание: экипаж прямо указал на то, что самолет столкнулся с птицами. Однако, на основании чего им был сделан такой вывод – пока не ясно. Возможно, это показалось им наиболее логичным объяснением удара по самолету. Они просто не могли предположить, что в него попал дрон.
Но был ли это дрон или ПВО, как уже пишут в Европе и Азербайджане? По логике, их удар должен был сразу привести к падению самолет, но он продолжил полет. Поэтому, например, казахстанские службы предположили взрыв кислородного баллона на борту — он размещается в передней части самолёта. Но вероятность самопроизвольного взрыва баллона мала.
При этом выжившие пассажиры указывают на то, что они слышали взрыв за бортом. Их сообщения подтверждаются тем, что корпус фюзеляжа изрешечен осколками разного диаметра. Повреждено крыло самолета. А некоторые осколки попали внутрь салона, пробив кресла, спасательные жилеты и легко ранив одного из пассажиров. Мог такой вид ущерба нанести кислородный баллон? На 100% исключать нельзя, но большинство сходится в том, что речь, все-таки, о взрыве.
Почему тогда он сразу не упал? Тут есть варианты: например, если взрыв произошел на расстоянии от судна. Его почти не задела взрывная волна, но изрешетили осколки.
Например, самолет никто не атаковал – ни дрон, ни ПВО. Но в непосредственной близости от судна система противовоздушной обороны сбила начиненный взрывчаткой БПЛА. Он взорвался в воздухе. И уже осколки от взрыва повредили пролетавший рядом самолет.
Если все так и было, есть важный момент: кого обвинит мировое сообщество в случившемся? Россию? Украину? Вывод напрашивается. И если все произойдет по наихудшему сценарию, Киев попытается использовать ситуацию в своих целях: оказать давление на нашу страну в преддверии начала мирных переговоров, а также – усилить международную изоляцию РФ.
P.S.: К сожалению, попытки обвинить Россию уже начали предпринимать СМИ Европы и Азербайджана. В частности, агентство бакинское AnewZ со ссылкой на свои источники в Баку и результаты предварительного расследования заявило: борт «Азербайджанских авиалиний» Баку-Грозный был сбит зенитно-ракетным комплексом «Панцирь-С». Эту «информацию» уже подхватило европейское издания Еuronews: оно написало, что рейс «Азербайджанских авиалиний» на подлете к Грозному был сбит российской ракетой противовоздушной обороны.
Параллельно азербайджанский ресурс «Caliber AZ» уже обвинил власти Чечни вообще в диких вещах: мол, «аэропорт города Грозный не дал добро на посадку самолета. Нашему борту также не были даны разрешения на посадку в аэропортах в Махачкале и Минеральных Водах. Дезориентированный экипаж борта, который подвергся обстрелу ПВО и воздействию систем РЭБ, был перенаправлен в казахстанский город Актау. Можно предположить, что данная рекомендация была дана с одной целью: чтобы самолет упал в Каспийское море, все свидетели бы погибли, а самолет затонул".
Т.е. налицо попытка «предъявить» России в лице Чечни не просто ошибку с ПВО, но и сознательное желание «избавиться» от потенциальных последствий ценой жизни пассажиров. Для понимания того, кто нам союзник, а кто – нет: на ресурсах Абхазии недавно получившей от России бесплатную электроэнергию) активно разгоняется именно данная информация.