Останки Аяжан Едиловой были найдены в таком состоянии, что идентифицировать их может лишь ДНК-тест. Но у родных девушки почему-то пока не брали образцы.
Зверское убийство юной студентки в Алма-Ате потрясло весь Казахстан. Резонанс дошел даже до российских СМИ, которые тоже оказались поражены абсурдностью ситуации: как это часто бывает, полиция не спешила реагировать на мольбы перепуганных родственников и убеждала их, что девушка просто «загуляла».
Аяжан Едиловой было 19 лет. Она училась на четвертом курсе Академии дизайна и моды «Сымбат», выпускала авторские коллекции одежды и торговала своими изделиями, а в свободное время подрабатывала в салоне красоты. Девушка мечтала стать профессиональным дизайнером и устроиться на работу в какой-нибудь дом моды.
Едилова пропала 19 марта. Вечером она, как обычно, вышла с работы и направилась в общежитие, но так туда и не пришла. Молодой человек, с которым Аяжан встречалась, сразу забеспокоился из-за ее отсутствия и молчания телефона. Он позвонил родственникам своей девушки в Талдыкорган и сообщил, что она куда-то подевалась. Те, в свою очередь, поехали в Медеуский РОВД подавать заявление о пропаже.
Полиция пускаться на поиски студентки не спешила. В Алма-Ате проходил митинг, и многие сотрудники правоохранительных органов были отправлены туда на дежурство. Кроме того, стражи порядка в целом скептически отнеслись к версии о том, что Аяжан стала жертвой преступления: они, не стесняясь, усмехались в лицо родным пропавшей девушки и высказывали предположения о том, что она как раз в этот момент «спит с парнем» или «гуляет с подругами». По сути, семье Едиловой было велено успокоиться, сидеть и ждать ее возвращения.
Не смирившись с таким «добрым советом» правоохранителей, родственники Аяжан сами организовали поиски, подключив к ним волонтеров. Вскоре добровольцы вышли на таксиста, который подвозил студентку после работы. Так стал известен адрес, по которому Едилова направилась перед тем, как исчезнуть. Ее близкие передали информацию полицейским, которые до этого момента продолжали бездействовать, и сами поехали в указанное таксистом место.
Прибыв туда, родственники девушки обнаружили возле подъезда кордон из людей в форме и несколько автомобилей скорой помощи. Внутрь их, разумеется, не пропустили. А через несколько минут на улицу вывели окровавленного мужчину, посадили в одну из скорых и увезли. К тому времени полиция уже нашла в квартире останки его жертвы, но скрыла эту информацию, заявив, что тело не обнаружено, и велела семье Аяжан явиться в отделение на следующий день. Близкие убитой узнали о ее гибели из СМИ — во всех ужасающих подробностях.
«Из показаний подозреваемого установлено, что он расчленил тело, чтобы скрыть преступные следы. Некоторые части успел вывезти за пределы Алатауского района и спрятал их в мусорных баках», — рассказал журналистам замглавы полицейского департамента Алма-Аты Рустам Абдрахманов.
В полиции уточнили, что квартиру подозреваемого пришлось брать штурмом, поскольку он не пожелал открыть дверь добровольно. Пока ее выламывали, хозяин попытался покончить с собой, но не сумел, а лишь нанес себе травму. Ему 28 лет, он родился в Туркестанской области Казахстана, имеет диплом о высшем медицинском образовании (фармацевт), жил в Алма-Ате на съемной квартире. Сейчас мужчина находится в больнице под усиленной охраной.
Двоюродный брат Аяжан Алмат Муликов поделился со СМИ теми жуткими нюансами, которые предпочла скрыть полиция. «У нее был вырезан каждый ноготь, каждый зуб был выбит. Зачем он не спеша отрезал голову ей и варил в воде. То есть от головы остался голый череп и все», — поведал он.
Соседи подозреваемого не горят желанием общаться с журналистами. Те, с кем корреспондентам удалось побеседовать, утверждают, что «ничего не видели и ничего не слышали». Одна из жительниц подъезда призналась, что вроде бы в ночь убийства из квартиры задержанного мужчины раздавались удары молотком, но эти звуки не вызвали у нее никаких подозрений — ну делает человек ремонт, и что? Никаких характеристик соседа-убийцы от жильцов и вовсе не удалось добиться, все только выражали ужас и страх по поводу того, в какое страшное время мы живем.
Родственники Аяжан высказывают предположения о том, что найденные в квартире останки могут принадлежать кому-то другому. Ее двоюродный брат отметил, что на месте преступления не было личных вещей студентки — сумочки, смартфона и обуви. «То есть ссылаться, что там есть ее вещи, полиция не может. А значит, говорить на 100%, что это останки Аяжан, нельзя, и мы в это не верим», — заявил молодой мужчина.
По его словам, «маньяк вырезал каждый ноготь, каждый зуб был выбит и положен в отдельный полиэтиленовый пакет». «Зачем он это сделал, если просто хотел избавиться от тела?» — рассуждает родственник убитой девушки.
Этими аргументами он подкрепляет свою версию о том, что, возможно, в квартире был убит кто-то другой — а может быть, и не один. «Когда мы звонили в морг, нам сказали, что, возможно, на месте было два трупа, но сейчас это непонятно, так как тело расчленено», — добавил Алмат Муликов.
Непроясненным остается и вопрос о том, зачем Едилова поехала домой к незнакомому мужчине. В полиции закономерно предположили, что они «нашли друг друга» в мобильном приложении для знакомств и решили встретиться — и так маньяк заманил студентку к себе в логово.
Но близкие девушки уверены, что она искренне любила своего парня и не стала бы искать ему замену, тем более таким образом. По их мнению, поездка на дом к убийце была как-то связана с работой или учебой. «Она занималась шитьем одежды и очень хотела продвинуть свой магазин. Возможно, он привлек ее как клиент, а она поверила», — предположил Муликов.
Подозрения у родственников Аяжан вызвал и тот факт, что никого из них до сих пор не пригласили на сдачу образцов ДНК, по которым можно было бы идентифицировать останки. Еще больше их поражает отказ полиции обнародовать имя задержанного.
Близкие погибшей студентки опасаются, что убийца «блатной», и его «кто-то прикрывает», поэтому он может уйти от ответственности — например, изобразить невменяемость и вместо тюрьмы отправиться на принудительное лечение, которое через некоторое время будет признано успешным и закончится освобождением маньяка. Родственники Аяжан даже записали обращение к президенту Казахстана, призвав его обратить внимание на резонансное преступление и не допустить произвола во время следствия и суда.
Напомним, не менее резонансное убийство произошло не так давно в российском Кемерово. Житель города Владислав Канюс избил до полусмерти и задушил проводом от утюга свою бывшую девушку, 23-летнюю Веру Пехтелеву. Ранее она жила с ним в его квартире, потом, разочаровавшись в отношениях, съехала, а в тот роковой день пришла забрать оставшиеся вещи.
Особую скандальность случившемуся придало бездействие полиции. Соседи Канюса, слышавшие шум и крики избиваемой девушки, на протяжении трех часов семь раз звонили в экстренную службу «112», но по этим вызовам никто так и не приехал. В результате жильцы подъезда объединились и своими усилиями выломали дверь, обнаружив внутри Владислава с «руками в крови по локоть».
На полицейских, которые должны были отреагировать на вызовы, но не сделали этого, завели уголовное дело — правда, лишь по статье «Халатность». Родственники убитой девушки и активисты-правозащитники добиваются, чтобы им вменили преступные действия, повлекшие смерть человека. Вопросы вызывает и подход следствия к самому убийце: его деяние почему-то квалифицировали как непредумышленное, хотя он систематически наносил жертве тяжелые травмы на протяжении нескольких часов, имея на это четкий мотив — личную месть из ревности.