На фоне падения цен на нефть цена на бензин в некоторых регионах стала заоблачной. Стоимость топлива продолжит стремительный рост и в следующем году.
Эксперты прогнозируют новый рост цен на бензин, который «подрастал» весь текущий год. Как правильно заметил глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, «а вот в России цены на бензин растут всегда».
Такой парадокс существует давно, все про него знают, за удивительной ситуацией наблюдают, но ничего не меняется.
Государство предлагает удобное для себя объяснение: во всем виноват сговор нефтяников. На этом фоне Федеральная антимонопольная служба даже успела возбудить дело в отношении ЛУКОЙЛА, «Роснефти» и «Башнефти» по признакам манипулирования ценами на бирже, то есть их обвиняют в некоем ценовом сговоре.
Руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник называет сразу несколько причин сложившейся ситуации.
- Главная из них – это традиционно высокая монополия топливного рынка, олигополия. Мы об этом много раз говорили: у нас отсутствует независимая нефтепереработка, во многих регионах есть доминирующий производитель нефтепродуктов, в этом плане здоровой конкурентной среды практически нет, - отмечает аналитик Фонда.
В качестве второй причины Пасечник назвал акцизную систему. Акцизы на топливо будут увеличиваться, и правительство честно призналось, что бензин из-за «налогового маневра» подорожает.
- По нашим наблюдениям, акцизы будут расти на высококлассные сорта топлива. Как известно, существовал мораторий: государство обещало, что «экологические» сорта не попадут под акцизы. Долгое время политика нашего государства в области регулирования нефтепродуктов заключалась в увеличении налогов на некачественные продукты, чтобы заставить нефтяные компании модернизировать свои перерабатывающие заводы, стимулировать производство высококачественного топлива. Теперь правила поменялись. Решение государства брать налог с «бензинового люкса» нефтяники будут «отыгрывать» на потребителе, то есть переложат на его плечи.
Называет аналитик и конъюнктурные причины, к которым причисляет ослабление рубля на 35-40 процентов.
- Нефть – это валютный товар, соответственно и производные продукты из нее тоже. Так, 1 литр бензина стоит один доллар, и если мы сейчас посмотрим на курс валюты, то увидим валютную дешевизну. Так что все-таки и этот момент имеет отражение на цене топлива, - отмечает руководитель аналитического управления ФНЭБ.
При этом Пасечник отказался делать прогноз о цене на бензин в 2015 году. Что же касается цены в 50 рублей за литр, то, констатирует аналитик, в некоторых регионах водители уже давно покупают горючее по такой цене.
- И не только по 50 рублей за литр, но даже и по 60, - утверждает аналитик.
Улучшения ситуации не предвидится, считает Пасечник, потому что ни штрафы Федеральной антимонопольной службы, ни какие-то другие угрозы не стимулируют нефтяников на снижение цен.
Самое интересное: