Депутат Государственной Думы, член Комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Дмитрий Горовцов считает, что таможенное администрирование в России из-за 20-летнего невнимания к этой сфере и «усилий» нынешнего руководства доведено до критического состояния. Результат – недостача в бюджет, превышающая цену майских указов президента Путина, рост цен на товары, снижение транспортного потенциала России.
Снижение таможенных сборов: два разных взгляда на причины
На недавней встрече с президентом руководитель Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов доложил главе государства о предварительных итогах работы за 2013 год. По словам главы ведомства, служба выполнит план отчислений в бюджет – почти 6,5 триллионов рублей. Бельянинов также отметил, что в 2013 году несколько снизились сборы по импортным пошлинам, что связал с ростом замещения импорта отечественной продукцией, а также снижением потребления.
Дмитрий Горовцов (фракция «Справедливая Россия») уверен, что снижение сборов по импортным пошлинам имеет иные, гораздо более существенные причины, которые хорошо изучены в ходе работы Координационного Совета по оптимизации процедур перемещения внешнеторговых и транзитных грузопотоков при Комитете Государственной Думы по транспорту. Депутат руководит в Совете секцией по взаимодействию с правоохранительными органами.
За год работы Советом проделана большая аналитическая работа, подготовлен научно-исследовательский труд «Таможня и экономика России», в котором доказано: потери российского бюджета из-за неэффективного таможенного администрирования колоссальны – это 2,6 триллиона рублей! Сумма эта, к сожалению, не вызывает сомнения, так как найдена по методике, апробированной в администрации Президента, аппарате Правительства, Счетной Палате РФ и ряде профильных министерств.
Сравним: «цена» майских указов президента Путина, направленных на усиление социальной политики государства – 2 триллиона рублей!..
Сборы или поборы?
Дмитрий Горовцов отмечает: более 20 лет сфера логистики и таможни оставалась без внимания. Никто системно этой темой не занимался. Огромный транзитный потенциал нашей станы оставался за скобками. И сегодня Координационный Совет по оптимизации процедур перемещения внешнеторговых и транзитных грузопотоков при Комитете Государственной Думы по транспорту взял на себя задачу устранить колоссальные недоработки в сфере транзита.
Что такое неэффективное таможенное регулирование? Депутат приводит простой пример: на момент распада СССР требовалось всего лишь 12 документов для заполнения при пересечении границы, сейчас надо заполнить 44! Такая забюрократизированность оборачивается огромным уровнем коррупции, которая поглотила все и вся. Таможенные сборы как процедура сегодня даже не регламентированы и превратились из-за этого в настоящие поборы.
Нарушитель конвенции
Однако руководитель Федеральной таможенной службы господин Бельянинов тем временем вместо того, чтобы оптимизировать систему таможенного администрирования, выстраивает ее под свои интересы и интересы своих приближенных. В одностороннем порядке, подменяя Правительство, он, по сути, денонсировал международное соглашение – конвенцию, подписантом которой наша страна является с 1975 года. Конвенция ввела в оборот важнейший документ, так называемую «книжку МДП» (или TIR), которая выполняет функцию транзитной декларации для быстрого пересечения границы различных государств и гарантии оплаты таможенных платежей. Разрушив отлаженную систему, Бельянинов насыщает таможню своими карманными структурами. Цены за пересечение границы тут же взлетели, и теперь проезд фуры стоит до 10 тысяч рублей.
Таможня превратилась в Клондайк для людей со шкурными, отнюдь не державными интересами. Так, в Дагестане в пункте пропуска некая азербайджанская фирма расположилась в помещении таможенного поста РФ и осуществляет поборы с пересекающих границу перевозчиков!
Цена вопроса
Неэффективное таможенное администрирование и коррупция на границе оборачиваются, в конечном счете, завышенными розничными ценами на потребительские товары в нашей стране, большими экономическими и геополитическими и геоэкономическими потерями. Ведь через нашу страну проходят стратегически важные транспортные коридоры, но из-за бюрократизма и поборов на границе грузопотоки могут идти и в обход нашей территории, по конкурирующим направлениям.
Недавно фракция «Справедливая Россия» проводила встречу с министром промышленности и торговли Российской Федерации Денисом Мантуровым, и министр выразил полную поддержку работе Комитета по транспорту, рассказав, что уже сейчас в ведомстве отмечают серьезные сбои в поставках товаров на территории России. Но у господина Бельянинова, судя по его рапорту президенту, иная точка зрения на причины этих сбоев.
Скажи мне, кто твой друг…
А тем временем, в Брянске идет уголовный процесс над господином Романовым, сослуживцем и ближайшим другом Бельянинова. Романов обвиняется в создании ОПГ – организованной преступной группировки, которая обложила данью грузоперевозчиков во всей области…
Самое интересное: