Уходят люди «Большого ТВ»: стала известна причина смерти гендиректора ОТР Анатолия Лысенко

КУЛЬТУРА1 комментарий
Уходят люди «Большого ТВ»: стала известна причина смерти гендиректора ОТР Анатолия Лысенко

Источники на телеканале говорят, что из-за долгой тяжелой болезни Анатолий Григорьевич уже давно не принимал непосредственного участия в работе ОТР.

В Москве на 85-м году жизни в результате продолжительной тяжелой болезни скончался один из известнейших российских тележурналистов – генеральный директор Общественного телевидения России (ОТР) Анатолий Лысенко. Об этом сообщила пресс-служба телеканала со ссылкой на первого заместителя гендиректора Александра Пономарева.

По словам источников «Блокнота», из-за болезни Лысенко практически не принимал непосредственного участия в управлении ОТР на протяжении нескольких последних лет.

Материал, опубликованный на сайте телеканала ко дню его рождения, в апреле 2021 года, содержал только архивные кадры из программ, вышедших в эфир в 2017 году. Фильм «Пять слагаемых успеха», выпущенный ОТР тогда же, содержал опять же кадры из архива и «аудиоинтервью Анатолия Лысенко, которое не так давно он давал для радио».

Гендиректором АОН «Общественное телевидение России» Лысенко был назначен по указу президента РФ Владимира Путина в июле 2012 года. Само ОТР начало работать почти год спустя, 19 мая 2013 года. В конце октября 2018 года – опять же по президентскому указу – Лысенко переназначили на должность гендиректора ОТР и включили в Совет по общественному телевидению. В ноябре 2020 года он был награжден званием Заслуженного журналиста РФ и Благодарностью президента России.

Владимир Путин уже выразил свои глубокие соболезнования родным и близким Анатолия Григорьевича. Об этом сообщил его пресс-секретарь Дмитрий Песков.

Своей печалью в связи с уходом Лысенко из жизни поделились многие звезды отечественного медиамира. «Ох, Анатолий Лысенко... Царство Небесное...» – написала в своем телеграм-канале глава RT Маргарита Симоньян.

Анатолия Лысенко готовят к записи телеинтервью

«Анатолий Лысенко... Царствие небесное. Прошёл все отечественное телевидение начиная с 1956 года. Застал всех легенд, со всеми успел поработать», – такая запись появилась в телеграме у руководителя «Матч ТВ» Тины Канделаки.

Экс-замминистра культуры РФ, бывший телеведущий и директор московского парка «Зарядье» Иван Демидов пишет: «Человек телевидения. Не «и телевидения», не «около телевидения», не «тоже телевидения». Анатолий Григорьевич брал меня, мальчишку, в Молодежную редакцию ЦТ Гостелерадио СССР. КВН, «А ну-ка, девушки», «От всей души» и куча «новой публицистики», потом «Взгляд». Лысенко умел делать проекты для «Большого» ТВ. Это искусство практически штучное. Прощай, учитель».

На телевидение Лысенко попал в сентябре 1956 года, в возрасте 17 лет: его пригласили поучаствовать в морально-этическом диспуте на тему дружбы и любви. Через четыре года он окончил экономический факультет Московского института инженеров железнодорожного транспорта, защитив диплом на тему «Производство крупных деталей из чугуна, модифицированного магнием», затем – аспирантуру во Всесоюзном заочном институте инженеров железнодорожного транспорта, после чего преподавал политэкономию и организацию планирования промпроизводства, а также участвовал в освоении целины.

Юрий Лысенко несколько лет назад. Кадр Первого канала

Все это время – с 1959 года – Лысенко работал внештатным автором и ведущим молодежных телепрограмм, например, «Комсомольского прожектора» и «Экрана общественного мнения».

Работая в 1960-е годы на Люблинском литейно-механическом заводе, он активно участвовал в художественной самодеятельности и ездил с творческим коллективом предприятия на гастроли по СССР, выступал как конферансье и параллельно читал лекции по международной политике. Когда с телевидения приехали снимать программу о заводе, Лысенко принимал в ее подготовке самое непосредственное участие.

Фото из личного архива Анатолия Лысенко / "Коммерсантъ"

С 1968 года его приняли на работу в Главную редакцию программ для молодежи на Центральном телевидении СССР – сразу старшим редактором. Потом, когда Госкомитет по радио- и телевещанию возглавил Сергей Лапин, Лысенко более чем на пять лет отстранили от работы в кадре, но с телевидением он расставаться не захотел – сосредоточился на написании сценариев, потом работал редактором-консультантом, а с некоторых пор стал руководителем программ.

С 1986 по 1990 годы Лысенко был замглавреда Главной редакции программ для молодежи на ЦТ, а с 14 апреля 1987 года возглавил программу «Взгляд», оказавшую значительное влияние на телевидение и атмосферу в стране. В коллективе к нему обращались на «ты» и придумали кличку «Лысый», а Влад Листьев звал «Папой».

Именно Лысенко принадлежала идея создания телеигры «Поле Чудес», которая родилась у него после просмотра французской версии «Колеса фортуны» во время поездки в Париж.

Как выглядело "Поле Чудес" в первых выпусках

В 1990-1996 годах Лысенко руководил ВГТРК, а потом вплоть до апреля 2000 года председательствовал в комитете по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москвы, приняв участие в создании телеканала «ТВ Центр» (в совет директоров которого сам вошел).

Во многом усилиями Лысенко удалось сохранить Московский дом книги, который после роспуска «Москниги» и перехода книжных магазинов на самоокупаемость оказался на грани банкротства. В 1998 году мэр Москвы Юрий Лужков подписал постановление, объединившее все оставшиеся государственные магазины книг в единую сеть «МДК».

В самом начале 2000-х годов Лысенко руководил ФГУП «Роскнига», в 2002 году возглавил Международную академию телевидения и радио и вошел в состав правления Академии российского телевидения.

В последующие годы Лысенко вел «Программу передач на вчера» на Первом канале, писал колонки и критические обзоры на телепрограммы в газете «Собеседник», преподавал на факультете медиакоммуникаций во ВШЭ, входил в правительственный Совет по присуждению премий в области СМИ и издал книгу мемуаров «ТВ живьём и в записи».

Юрий Лысенко в документальном фильме ОТР

«Наша задача, телевизионщиков, всё-таки помочь людям думать и разбираться в той непростой жизни, которой мы живём. Повседневная жизнь. Нет ничего важнее повседневной жизни. Если открылась булочная, значит, ещё появились рабочие места, значит, жизнь развивается, значит, развивается малый бизнес. Всё, что ни делается в стране, мы должны отражать и должны показывать», – объяснял свою точку зрения на задачу журналиста Лысенко в одном из интервью.

Комментировать
Эту новость прокомментировали 1 раз