Пандемия показала, что в рядах церкви нет безусловного единства, говорят эксперты.
Пандемия коронавируса затронула все социальные институты России, не обойдя стороной и Русскую православную церковь
Еще в середине марта руководство РПЦ отказалось закрывать храмы из-за распространения коронавируса. Об этом заявил тогда глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Иларион.
«Я вам точно скажу, что мы не будем ни закрывать храмы, ни отменять богослужения», — заявил он.
При этом 19 марта Вселенский патриарх Варфоломей постановил приостановить богослужения в православных церквях, чтобы сдержать эпидемию коронавируса.
Вместе с этим РПЦ ввела беспрецедентные для нее меры профилактики коронавирусной инфекции. Утвержденная патриархом Кириллом инструкция была опубликована на сайте московского патриархата.
Со своей стороны Патриарх Московский и всея Руси Кирилл утвердил тексты новых молитв, созданных в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. Об этом сообщалось на сайте Московского патриархата.
Не обошлось и без курьезных случаев выражения отношения духовенства к коронавирусу.
Так Протоиерей Андрей Ткачев пришел на проповедь в храм в противогазе в знак протеста против повального ношения масок и тиражирования в СМИ темы коронавируса. На кадрах Ткачев выходит к прихожанам под церковные песнопения и снимает противогаз под смех окружающих. «Чтоб вы так ржали над этими бесовскими гадостями всю жизнь.Эти гады нас замучили, вся эта нечисть проклятая», — сказал священнослужитель. Он заявил, что если выключить телевизор, то никакого коронавируса не будет.
Но выключение телевизора не помогло, и число зараженных к концу марта во всем мире и в России продолжало расти.
Глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион назвал поступок Ткачева желанием поиронизировать и продемонстрировать несерьезность людей, которые боятся заразиться. «Многим сейчас не до смеха, например, в Италии, Испании, Франции, Германии», – сказал он.
В одном из российских регионов начали бороться с коронавирусом колокольным звоном. Во всех храмах Белгородской области ежедневно пять раз в день стал звучать колокольный звон продолжительностью не более трех минут.
29 марта Предстоятель Русской православной церкви, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал верующих соблюдать предписания властей и не ходить в храмы.
При этом многие настоятели отказались закрывать храмы на время пандемии. Глава синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Лейгода написал об этом в своем Telegram-канале.
«В безответственных тележных каналах постятся странные версии, что Русская православная церковь не закрывает храмы и монастыри будто бы потому, что не хочет отказаться от доходов. И храмы сравниваются с ресторанами, которые были вынуждены «мужественно и ответственно» закрыться», — отметил Легойда.
При этом РПЦ приостановила работу воскресных школ, приходских секций, кружков. Высшие духовные учебные заведения переведены на дистанционное обучение.
Митрополит Иларион сравнил с фарисеями тех, кто решил воспользоваться ситуацией, чтобы показать свою твердость в вере. Он подчеркнул, что в нынешнее время нужно не демонстрировать свое незыблемое стояние в вере, а заботиться о других.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 3 апреля провез по Москве чудотворную икону Богородицы «Умиление». Во время поездки предстоятель Русской православной церкви молился об избавлении от пандемии коронавируса. Патриарх ехал на автомобиле Mercedes в составе кортежа, который сопровождали полицейские машины с включенными мигалками.
Вскоре последовали и первые пострадавшие от COVID-19 среди священства. Так 5 апреля было объявлено что три священника РПЦ заразились коронавирусом в Москве.
12 апреля на Вербное Воскресение в Ростове-на-Дону состоялось массовое стечение верующих у центрального собора города, об этом сообщил Блокнот Ростов.
К 13 апреля у 18 священников и монахов, служащих в храмах и монастырях Московской епархии РПЦ, был диагностирован коронавирус.
«Горячей точкой» пандемии были пасхальные празднования, всегда собирающие большое количество людей. Было понятно, что если на богослужения придут тысячи людей, то через полторы-две недели (инкубационный период COVID-19) страна получит мощный всплеск заболеваемости. В пресс-службах глав регионов сообщили - во время православной Пасхи в 43 из 85 регионов России церкви будут открыты.
В канун Пасхи Воронежская епархия сообщила, что не будет закрывать храмы для посетителей. Соответственно уже в воскресенье, 19 апреля, верующие смогут посетить Пасхальные службы. Было опубликовано обращение митрополита Воронежского и Лискинского Сергия, его разместил на сайте Блокнот Воронеж.
Поскольку режим ЧС не был введен, Петрозаводская и Карельская епархия назвала запрет посещать церкви противоречащим Конституции.
Ситуация осложнилась тем, что к этому времени в больницах уже лежало много зараженных и умирающих, многие из которых были православными и требовали позвать к ним священника для совершения таинств. Однако в больницы никого, включая батюшек, не пускают. Тогда руководитель православного телеканала «Спас» и телеведущий Борис Корчевников заявил, что священникам надо дать право посещать медучреждения.
«Просьба ко всем от кого это зависит - разрешить исполнять священникам свой долг. И не лишать больного или тем более умирающего человека - главного утешения, а может быть и главной встречи в его жизни», - высказался он в Инстаграме.
Главная пасхальная служба состоялась в ночь на 19 апреля в храме Христа Спасителя, патриарх Кирилл провел ее без прихожан.
Но в целом по стране светлый праздник Воскресения Христова не обошелся без скандальных историй. В московской церкви прошла закрытая VIP-служба, в Питере – незаконный крестный ход, а в нескольких городах журналистов взашей вытолкали из храма.
Как пишет издание Известия Мордовии, в Зубово-Полянском районе Мордовии во время праздника Пасхи коронавирусом заразились сразу несколько пожилых жителей села Мордовский Пимбур. Туда из Москвы приехала инфицированная молодая женщина. Девушка пренебрегла правилами карантина и самоизоляции и заразила свою пожилую мать. Через несколько дней обнаружилось, что COVID-19 не только у неё, но и у ещё нескольких человек, число которых стало разрастаться. Часть из них оказалось в инфекционной больнице в тяжёлом состоянии, с пневмонией.
Вслед за массовыми заболеваниями священнослужителей начались и смертельные случаи. Так 21 апреля скончался от коронавируса настоятель Богоявленского Елоховского собора Москвы, протоиерей Александр Агейкин, ему было 48 лет. Затем от COVID-19 умер епископ Железногорский и Льговский Вениамин, ему было 54 года.
25 апреля Роспотребнадзор распорядился закрыть на карантин Серафимо-Дивеевский монастырь в Нижегородской области из-за угрозы распространения коронавируса. В обители тогда уже подтвердилось несколько десятков случаев заражения COVID-19. Телеграм-канала Mash сообщил о заражении 48 монахинь.
Пришел COVID и в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. По официальным данным там заболели 37 человек, по неофициальным - гораздо больше. От коронавирусной инфекции 6 мая скончался главврач лавры и Московской духовной академии игумен Тихон (Барсуков). Также ушел из жизни иеродиакон монастыря Каллист (Косулин).
Председатель Синодального отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион 10 мая заявил, что вспышки заражений в монастырях произошли из-за того, что некоторые священники проигнорировали предписание патриарха Московского и всея Руси Кирилла проводить богослужения без прихожан.
«Было такое шапкозакидательское отношение: говорили, что вот, мы не должны ничего бояться, Бог нас спасет», – сказал Иларион.
Обиделась на "коронадиссидентов" в рядах церкви и светская власть в лице губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева, обвинившего священника в заражении десятков прихожан. Иерей Вячеслав Клименко, отвечающий в Екатеринодарской епархии РПЦ за связи со СМИ, обвинения отверг. Он заявил, что с таким же успехом можно обвинять врачей в заражении пациентов.
В мае список умерших пополнил настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в московском Измайлово Владимир Бушуев. А в Петербурге скончался настоятель храма апостола Петра в Веселом поселке, протоиерей Александр Воскобойников, однако у него «корона» пока не подтверждена.
В мае заболел COVID-19 и одиозный глава патриаршей комиссии по делам семьи протоиерей Димитрий Смирнов, который ранее называл коронавирус «чрезвычайно полезным явлением» и призывал не отказываться от богослужений.
Из-за пандемии у РПЦ начались и крупные финансовые проблемы – пожертвований стало значительно меньше. В связи с тем, что счета за коммунальные услуги церкви и монастыри оплачивают как раз из пожертвований, Патриарх Кирилл попросил премьер-министра Михаила Мишустина предоставить отсрочку оплаты коммунальных платежей «на срок до отмены ограничительных мер и возобновления полноценной работы церквей и монастырей». Также предстоятель Русской православной церкви обратился к состоятельным прихожанам с просьбой материально поддержать священников.
Мишустин перенаправил письмо в профильные ведомства, включая Минстрой и Минприроды. В Минприроды и Минстрое сообщили, что отсрочка платежей возможна, если ее согласуют стороны.
В разгар коронавирусной пандемии в лоне РПЦ нашлись и своего рода раскольники, резко протестующие против изменения в образе жизни православной общины из-за карантина. Настоятель Среднеуральского женского монастыря схиигумен Сергий (Николай Романов) проклял всех, кто поддерживает закрытие храмов из-за пандемии коронавируса. Заявление прозвучало во время его проповеди, запись которой размещена на YouTube.
Сергий заявил, что за закрытием храмов скрывается малодушие и трусость. Он предложил всем, кто предлагает самоизолироваться и общаться с богом онлайн, запретить ходить в церковь, а лучше выселить их «в Биробиджан или на остров Мартиника, либо на остров Спиналонга». Такое решение, по мнению настоятеля монастыря, способствует завершению коронавирусной эпидемии, которую он назвал несуществующей.
Сергий призвал людей не бояться полицию, выходить на улицу и сажать хлеб и овощи, пока не наступил голод. Он также заявил, что вне церкви нет спасения, и только она исцеляет все болезни.
Политический обозреватель Елена Варламова заявила «Блокноту», что многие священники в регионах до сих пор тверды в своих убеждениях и утверждают, что вируса не надо бояться: «На мой взгляд, позиция, что на все воля божья в сегодняшних условиях неуместна. Пора уже понять, что шутки кончились. Служители церкви, наравне с врачами, оказались в числе первых пострадавших от новой инфекции. Во многом это произошло от неверия в тяжесть болезни».
Она полагает, что «государство уже начало поправлять церковь в этом вопросе». «Можно вспомнить, что в самом начале пандемии церковь занимала предельно жесткую позицию по отношению к проблеме, сейчас она поменялась. Возможно, представителей духовенства поправили, скорректировали их линию поведения», - заключила Варламова.
По итогам двух месяцев коронавирус высветил важный факт – РПЦ при всей своей кажущейся монолитности не является однородной структурой, в ней есть свой оппозиция, которую в ситуации с пандемией представляют фундаменталисты. Об этом в разговоре с «Медузой» заявил научный сотрудник Центра по изучению Восточной Европы при Бременском университете, социолог религии Николай Митрохин.
Источник «Блокнота» в РПЦ пояснил, что сейчас в церкви наблюдаются «определенные разногласия по поводу коронавируса». «До сих пор есть приверженцы позиции, согласно которой коронавируса не существует, дескать, это выдуманная угроза. Однако таких становится все меньше и меньше. Священнослужители видят, что болезнь косит все больше и больше людей, многие вынуждены менять свои взгляды», - пояснил собеседник издания.
По его словам, до сих пор есть служители, которые «смеются над вирусом». «Их поведение в сегодняшних условиях уже не выглядит правильным, поскольку даже на уровне верхушки РПЦ уже сформировано мнение, что новая инфекция – это не миф, а вполне реальная угроза», - отметил инсайдер.
Эксперт аналитического агентства «Политсобрание» Наталья Желтова считает, что РПЦ в нынешних условиях пытается «сохранить самостоятельность». «Очевидно, что церковь не хочет выступать от лица государства. Но и скатываться в маргинальную позицию, отрицать существование вируса и его опасность тоже нельзя. На мой взгляд, сейчас идет попытка найти необходимый баланс. Тем более, россияне тоже разошлись во взглядах на пандемию. Одни считают, что проблемы нет как таковой, верят в самые разные версии, в том числе конспирологические, другие же полагают, что речь идет о серьезной опасности. На мой взгляд, точно такие же лагеря сформировались сегодня и в церкви. Церковь – это отчасти отражение нашего общества», - пояснила собеседница «Блокнота».