Никита Сергеевич радостно заявил: «Это не четвертый, а первый российский «Оскар»! Эта награда равноценна золотой медали Олимпиады».
«Утомленные солнцем» — российско-французский фильм, поднимающий проблему сталинских репрессий, который был снят в 1994 году Никитой Михалковым. В том же году картина была удостоена Государственной премии Российской Федерации, но главное признание нашло ее за пределами Родины: кинолента стала лауреатом премии «Оскар» за «Лучший фильм на иностранном языке» и Гран-при 47-го Каннского фестиваля.
Немногие знают, что первую попытку покорить сердца заокеанских киноакадемиков Никита Сергеевич предпринял еще в 1993-м году. Фильм «Урга – территория любви» (18+) к тому времени уже стал лауреатом «Золотого льва» в Венеции и удостоился номинации на «Оскара».
«Урга» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» конкурировала с французской лентой «Индокитай» с Катрин Денев в главной роли и в итоге ей проиграла. Кинокритики объяснили это тем, что Катрин Денев – фигура в Америке более популярная, чем Никита Михалков, и это явилось определяющим фактором при принятии решения о награде.
Однако первую попытку покорения Запада все равно можно было считать успешной. Воодушевленный результатом, Никита Михалков решил испытать удачу со следующим своим фильмом – «Утомленные солнцем», поднимавшим тему репрессий.
В первый раз Михалков и Тарантино столкнулись в Каннах
Режиссер надеялся на победу на Каннском кинофестивале, но главный приз у него из-под носа увел лихо дебютировавший в кино Квентин Тарантино со своей второй черной комедией «Криминальное чтиво». Российскому режиссеру достался немаловажный, но все-таки в большей степени утешительный Гран-при жюри.
Победа Тарантино оказалась для Михалкова полной неожиданностью. В течение всего Каннского фестиваля продолжались слухи о первенстве, заранее уготованном Михалкову. Режиссер не скрывал, что приехал на фестиваль именно за главным призом, как не скрывал этого в свое время и Тарковский с фильмом «Ностальгия» (12+).
Поэтому Гран-при, Большой приз жюри, который в любых других обстоятельствах был бы воспринят как победа, Михалков, вслед за Тарковским, расценивал как провал. На официальной пресс-конференции в Каннах он был сдержан: «У нас, русских, есть пословица: надейся на лучшее, а готовься к худшему».
К слову, в России «Утомленных солнцем» в то время еще никто не видел, поэтому пресса вторила режиссеру. Кинокритики же пытались проанализировать ситуацию, исходя из мировой конъюнктуры. Они сочли, что «Золотая пальмовая ветвь», данная Тарантино, была восстановлением справедливости по отношению к американскому кино, вечно игнорируемому в Каннах. Также киноведы отмечали, что Гран-при Канн — это и есть главный профессиональный приз, в то время как «ветка» «всегда прогибается под грузом конъюнктуры» и есть «политический компромисс».
К тому же всем было ясно, что Тарантино — любимец французской критики, а его лента — это постмодернистская жестокая пародия на голливудское жанровое кино, которая в эстетическом плане не могла не приглянуться членам жюри.
Кстати, когда страсти немного улеглись, специалисты нашли для фильмов Михалкова и Тарантино общий эстетический контекст: и тот, и другой работали со штампами общественного сознания и предшествующей эстетической традиции. С этой точки зрения «картина Михалкова такая же, в той же степени «настоящая», что и у его соперника Тарантино», своего рода «постмодернизм с человеческим лицом», отмечали критики.
В результате в каннских комментариях тема унижения России отошла на второй план, а критики согласились в том, что, с точки зрения фестивальной политики, ветка «Криминальному чтиву» было решением оптимальным и даже предсказуемым. Потому что, с одной стороны, сняла напряжение в отношениях с самой мощной киноиндустрией мира, а с другой — наградила, по сути дела, антиголливудский фильм, провидчески поощрив постмодернизм, который и стал на ближайшие годы эстетическим мейнстримом.
С этой точки зрения михалковская картина, которая пытается разобраться с прошлым, для западных специалистов знаменовала как раз таки прошлое, а тарантиновская представлялась для них прорывом в будущее.
Удар под дых и реванш на «Оскаре»
Для Никиты Михалкова это был удар под дых – наглый дебютант обошел мэтра. После этого Михалков публично зарекся представлять свои фильмы в Каннах, где сложилась «нездоровая обстановка» – потому что это суд «каких-то случайных людей». Правда, спустя 16 лет зарок был нарушен.
В США Никита Сергеевич надеялся взять реванш и даже публично признавался, что в ожидании итогов пытался справиться с волнением при помощи виски. На самой церемонии Надя Михалкова успокаивала отца, убеждая его, что не стоит так нервничать, ведь от «Оскара» не зависит его жизнь.
Однако переживания Никиты Михалкова окупились с лихвой: в итоге 67-я церемония вручения наград от Американской киноакадемии в 1995 году завершилась первой победой российского кино. При этом Тарантино, представленный в семи номинациях, выиграл лишь в одной – «За лучший сценарий». Фильмом года тогда стал «Форрест Гамп» (16+), а Роберта Земекиса премировали как лучшего режиссера.
Советским кинематографистам и раньше присуждали «Оскара» за лучший фильм на иностранном языке, но впервые режиссер смог лично присутствовать на церемонии вручения. Предыдущего лауреата – Владимира Меньшова, победившего с картиной «Москва слезам не верит» (12+) – в 1981-м году не выпустили из страны из-за его «неблагонадежности».
Никите Михалкову и его коллегам в постсоветское время повезло гораздо больше – путевки на американскую церемонию вместе с режиссером получили и другие авторы «Утомленных солнцем»: сценарист Рустам Ибрагимбеков, композитор Эдуард Артемьев и продюсер Владимир Седов.
Объявлять победителя в номинации «Лучший иностранный фильм» на сцену вышел актер Джереми Айронс. Счастливый триумфатор поднялся на сцену с 8-летней дочкой Надей. Умилившая всех девочка с трудом выдержала пятичасовую церемонию. Впоследствии Надежда вспоминала, что «Оскар» утомил ее больше, чем съемочный процесс.
Сценарист Ибрагимбеков вспоминал забавную историю, как оскароносец едва не потерял позолоченную статуэтку, забыв ее в такси по дороге в отель. Остатки вечера команда потратила на то, чтобы найти таксиста и вернуть свою награду.
В Москве триумфатора встречала толпа поклонников и журналистов. Никита Сергеевич появился в зоне прилета Шереметьево-2 с дочкой на плече и радостно заявил: «Это не четвертый, а первый российский «Оскар»! Эта награда равноценна золотой медали Олимпиады».
К тому же Никита Михалков наконец-то взял реванш в творческом сражении с Квентином Тарантино: из фильмов двух мастеров именно михалковский фильм (пусть и на иностранном языке) был признан лучшим.