В отличие от подавляющего большинства своих коллег-режиссеров, Ефремов оставался актером всегда — и в «Современнике», и позже во МХАТе.
Также 1 октября День Сухопутных войск РФ, Международный день кофе, День рождения почтовой открытки, Международный день музыки, Всемирный день татуировщика, Международный день пожилых людей, Всероссийский день ходьбы и Праздник иконы Божией Матери «Целительница», а также в этот день в 1967 году центральное телевидение СССР начало трансляцию программ в цветном изображении, а в 1992 году в России началась выдача приватизационных сертификатов — ваучеров.
Подробнее поговорим о родившемся в этот день любимце миллионов советских зрителей – Олеге Ефремове. Основатель театра «Современник» и главный режиссер МХТ имени Чехова, доктор Айболит и таксист Саша из фильма «Три тополя на Плющихе» (12+) — таким запомнили Олега Ефремова коллеги и зрители.
Он сыграл около ста ролей в кино, поставил множество спектаклей и стал родоначальником актерской династии. «Я буду главным режиссером МХАТа», — еще в юности решил Ефремов — и добился этой цели.
Олег Николаевич Ефремов (1927-2000) — советский и российский актер театра и кино, театральный режиссер, педагог, общественный деятель; народный артист СССР. Олег Ефремов — создатель театра «Современник», в 1956—1970 годах он был его художественным руководителем. С 1970 года Ефремов возглавлял МХАТ СССР им. Горького, а после его раздела в 1987 году — МХТ им. А.П. Чехова.
Ефремов считается одним из выдающихся театральных режиссеров своего времени. Олег Ефремов всегда оставался и актером: на театральной сцене он создал запоминающиеся образы современников в пьесах Виктора Розова, Александра Володина и Александра Гельмана. Среди его лучших ролей мхатовского периода — чеховский Астров и Мольер в «Кабале святош» Михаила Булгакова.
Кинозрителям Олег Ефремов известен, прежде всего, как полковник Гуляев («Батальоны просят огня» (12+)), таксист Саша («Три тополя на Плющихе»), Максим Подберезовиков («Берегись автомобиля» (12+)) и Айболит («Айболит-66» (0+)).
На протяжении полувека, с 1949 года, Олег Ефремов преподавал мастерство актера в Школе-студии МХАТ, был профессором и заведующим кафедрой мастерства актера.
Детство и юность
Олег Ефремов родился в Москве, в семье Николая Ивановича и Анны Дмитриевны Ефремовых, вырос в большой коммунальной квартире на Арбате, о которой в зрелые годы, по свидетельству театрального критика Анатолия Смелянского, мог рассказывать часами, «как если бы речь шла о Царском Селе». Отец работал бухгалтером в системе ГУЛАГа, и часть своего отрочества Олег Ефремов провел в воркутинских лагерях, где близко познакомился с уголовным миром.
Сцена влекла его с детства: с двоюродным братом Германом Меньшениным, впоследствии театральным актером, режиссером и художником, Ефремов, по воспоминаниям отца, постоянно играл в театр: будущие режиссеры «вырезали из бумаги кукол, делали какие-то простые декорации».
В театральные круги Ефремова ввел приятель по двору Александр Калужский — внук знаменитого актера МХАТа Василия Лужского. Однако по окончании Школы-студии МХАТ, в 1949 году, Олега Ефремова во МХАТ не взяли, и это казалось ему катастрофой.
Он получил приглашение в Центральный детский театр (ныне Российский академический молодежный театр), на сцене которого дебютировал в роли Володи Чернышева в пьесе Виктора Розова «Ее друзья». Уже тогда критики отметили, что Ефремов играет так, словно на сцене «не актер, а много раз виденный нами в жизни школьник — в военной гимнастерке с отцовского плеча».
При этом работать с Олегом Ефремовым, вспоминал Анатолий Эфрос, было нелегко: «Как многие талантливые люди, он с трудом принимает чужие творческие предложения. Во время постановки пьесы «В добрый час!»… мы иногда спорили все четыре репетиционных часа. Остальные актеры, так и не начав репетировать, уходили домой, а когда возвращались вечером на спектакль, заставали нас стоящими в той же позе и продолжающими спор».
В Центральном детском театре Ефремов служил до 1957 года, сыграл более 20 ролей, от Иванушки-дурачка в «Коньке-горбунке» до Самозванца в «Борисе Годунове», приобрел известность как актер и в 1955 году дебютировал в качестве режиссера, поставив комедию Вадима Коростылева и Михаила Львовского «Димка-невидимка» — изящный музыкальный спектакль, почти мюзикл.
Едва окончив Школу-студию МХАТ, Олег Ефремов в том же 1949 году начал преподавать в ней, был ассистентом на курсе Александра Карева, и к 1956 году вокруг него, убежденного приверженца немодного в те годы в театральных кругах Константина Станиславского, сложилась группа молодых актеров, мечтавших возродить студийные традиции Художественного театра.
«Современник»
«Современник» родился в то время, когда российский театр после затянувшегося на два десятилетия кризиса вновь становился, по словам Сергея Владимирова, необходимым как «умный, талантливый, интересный, много знающий и понимающий собеседник». «Наше единомыслие, — вспоминал Михаил Козаков, — вырабатывалось в бесконечных спорах, обсуждениях, и очень часто два-три окна в кабинете Ефремова продолжали светиться всю ночь».
Социальная программа «Современника» с самого начала определялась как «антисталинская», — в 1966 году Ефремов подпишет письмо 25 деятелей культуры и науки Л. И. Брежневу против реабилитации Сталина. Более расплывчатой оказалась эстетическая идея: студийцы стремились возродить на сцене естественного человека, так называемый «душевный реализм», характерный для раннего МХТ и особенно для его 1-й Студии, к сокращению дистанции между актером и зрителем. Изначально «Современник», и в первую очередь его лидер, исповедовали «антитеатральность», и здесь следуя за Константином Станиславским, говорившим: «В театре я больше всего ненавижу театр».
В 1964 году «Современник» наконец получил статус театра и перестал именоваться студией. Для Ефремова эпоха «Современника» символично завершилась постановкой чеховской «Чайки» летом 1970 года.
Ефремов-актер
В отличие от подавляющего большинства своих коллег-режиссеров, Ефремов оставался актером всегда — и в «Современнике», и позже во МХАТе; Ефремов-актер в неменьшей степени, чем Ефремов-режиссер, определял стиль «Современника». «Все мы были его учениками, — писал Михаил Козаков, — все подражали его манере игры».
В театре, где артисты демонстративно не играли современников, где, по словам Надежды Таршис, «актер и современник сливались в одном лице», главным героем был сам Ефремов, с его созвучной «оттепельным» настроениям активной жизненной позицией, человеческим обаянием и заразительностью.
«Социальный герой» Ефремова оказался востребован и в кинематографе; его кинодебют состоялся еще в 1955 году в фильме Михаила Калатозова «Первый эшелон» (12+), посвященном освоению целины. Сыграв в первом фильме комсорга Алексея Узорова, Ефремов и в дальнейшем не раз представал перед зрителями в образах правильных секретарей парткомов и райкомов, глубоко положительных чекистов, включая самого Феликса Дзержинского (в «Рассказах о Ленине» (0+) Сергея Юткевича), и сотрудников уголовного розыска. Но зрителям больше запоминались его лирические роли: водитель такси Саша («Три тополя на Плющихе» Татьяны Лиозновой), немой деревенский художник Федор («Гори, гори, моя звезда» (12+) Александра Митты), сыгранный с тонким юмором Айболит в фильме Ролана Быкова «Айболит-66».
Эльдар Рязанов в своей лирической комедии «Берегись автомобиля» пробовал Ефремова на роль Деточкина, но здесь, по свидетельству режиссера, создателю «Современника» не удалось скрыть свою человеческую индивидуальность — сильный характер прирожденного лидера: получился «волк в овечьей шкуре». В итоге Рязанов нашел в Ефремове идеального Максима Подберезовикова.
МХАТ
Наступившая «оттепель» не многое изменила в Камергерском переулке: в то время как советский театр в целом с конца 50-х годов переживал расцвет, МХАТ по-прежнему пребывал в кризисе и терял зрителей, чему немало способствовали и утвердившееся в 1955 году коллективное руководство, отсутствие на протяжении многих лет главного режиссера и сколько-нибудь продуманной репертуарной политики.
Ефремов был назначен во МХАТ для спасения театра. Много лет спустя, вспоминая свои первые годы во МХАТе, Ефремов говорил: «Со «стариками» было проще. Они были развращены официальной лаской, многие утратили мужество, они прожили чудовищные годы в затхлом воздухе и успели им отравиться. Но все же с ними было легче. Когда затрагивались вопросы искусства, в них что-то просыпалось. Что ни говори, это были великие артисты».
Специально для мхатовских «стариков» Ефремов поставил один из самых притягательных спектаклей 70-х годов — «Соло для часов с боем» по пьесе О. Заградника; главной проблемой для него стало «недееспособное» среднее поколение.