Скандал возник с подачи майора Василия Ветитнева: в ноябре он подал генпрокурору жалобу, в которой подробно изложил ситуацию и связанные с ней угрозы.
Начальник московского управления ГИБДД Юрий Дроганов внезапно лишился своей должности - соответствующее распоряжение подписал сам президент РФ Владимир Путин. Освободившееся место занял полковник полиции Алексей Диокин. СМИ связывают эту кадровую перестановку со скандалом вокруг истории со сбором секретных данных о маршрутах президентского кортежа.
МВД, что характерно, причин отставки не называет. Видимо, Дроганову не дали уволиться даже с традиционной формулировкой «по собственному желанию» или «по семейным обстоятельствам».
Два дня назад, 31 декабря, Русская служба ВВС опубликовала материал-расследование о работе Центра спецназначения по обеспечению безопасности движения МВД — того самого, который ведает всеми передвижениями главных чиновников государства.
Скандал с WhatsApp возник с подачи бывшего сотрудника Центра, старшего инспектора ГИБДД, майора Василия Ветитнева. В ноябре он подал генпрокурору РФ Игорю Краснову жалобу, в которой подробно изложил ситуацию и связанные с ней угрозы.
По словам Ветитнева, использование иностранного менеджера для координации перевозок высокопоставленных чиновников ввел в практику полковник полиции Анатолий Макаренков, который стал командиром спецбатальона ЦСН БДД в 2016 году. Придя на эту должность, он в приказном порядке велел командирам всех восьми взводов собирать секретные данные о передвижении первых лиц государства и аккумулировать их в WhatsApp.
На каждый автомобиль, перевозящий их, создавался отдельный чат, название которого соответствовало госномеру машины — сериям А***МР97, А***ОО77, В***ОО77, М***ОО77, М***ОО77. В чат добавляли трех-четырех водителей Управления делами президента, посменно обслуживавших это транспортное средство, и помощников чиновников, которые давали конкретные задания на перевозку. На данный момент в созданных по этому приказу групповых чатах числятся более 200 участников, и не все из них являются актуальными сотрудниками.
Руководство Центра не приняло во внимание давно известную информацию о том, что, несмотря на якобы сквозное шифрование, российские власти не считают этот мессенджер безопасным средством передачи информации — хотя бы потому, что штаб-квартира владеющей им компании находится в США.
Для связи в чатах использовались служебные компьютеры, а в случае водителей — личные смартфоны. Более того, водители имели доступ ко всей переписке, даже когда была не их смена. Там отображались все данные: куда, когда, за кем подъехать и куда его везти. В некоторых случаях шоферы получали график заранее, сразу на всю свою рабочую смену.
Помимо маршрута, номера автомобиля и имени водителя в чатах передавались позывные объектов государственной охраны и фамилии инспекторов ГИБДД в экипажах сопровождения.
«Учитывая, что 90 % машин закреплены за конкретными чиновниками, то в США (именно там находится штаб-квартира WhatsApp), не выходя из кабинета, могут в режиме онлайн получать сведения обо всех перемещениях членов правительства РФ и т.п. Такая система передачи информации водителям чиновников правительства РФ действует давно», — описывает ситуацию телеграм-канал «ВЧК-ОГПУ».
Автор телеграм-канала «Мастер пера» считает, что Дроганова уволили не столько за использование WhatsApp, сколько за всплывание всей этой вопиющей истории в СМИ. «Трудно себе представить, что ответственные за безопасность передачи информации государственные структуры проявили такую халатность и пустили дело на самотек. Ведь сам же президент на декабрьской пресс-конференции сказал: «Что мы, не знаем, что они локацию отслеживают, что ли?» — напомнили на канале.