Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов нашел оригинальную причину бедности россиян

ОБЩЕСТВО8 комментариев
Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов нашел оригинальную причину бедности россиян

В интервью газете «Известия» ученый рассказал о том, как на успешность в жизни влияет полученное образование.

Образовательная неуспешность преобразуется в неуспешность экономическую, считает Ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (ВШЭ) Ярослав Кузьминов. Притом, чем больше процентное соотношение «неучей» к отличникам в стране, тем выше будет бедность. Так, в России сейчас порядка 30% школьников являются неуспешными – таким мнением Кузьминов поделился с газетой «Известия» на ПМЭФ-2021.

По мнению ученого, плохие знания в области математики или русского языка не позволят выпускникам устроиться на интересную и хорошо оплачиваемую работу. А, соответственно, в дальнейшем развивать свою карьеру. «Есть такой термин — образовательная неуспешность, или образовательная бедность, - уточнил Кузьминов. - Условно говоря, в каждом классе есть 30% школьников, которые не успевают. Если у родителей есть деньги, то таким детям нанимают репетиторов. А если нет?».

Кузьминов убежден, что те россияне, которые плохо учатся в школе, впоследствии останутся вовсе без работы, и груз их экономического содержания ляжет на плечи более успешных и осознанных граждан. «Это все [образовательная неуспешность] перейдет в необходимость для общества в той или иной степени этих граждан содержать — за счет доходов от успешных работников», - считает Кузьминов.

По мнению ректора ВШЭ, в России сейчас по неуспешности в образовании среднемировые показатели. Такие же, например, в Бразилии или Индии. Но в этих странах избыток рабочих рук на рынке труда и как следствие – большая конкуренция. А у нас, наоборот, около 10% занятых – трудовые мигранты. Тогда как безработица определяется даже не столько отсутствием рабочих мест, сколько отсутствием имеющих квалификацию работников.

Кузминов видит корень этой проблемы в самой системе школьного образования. «Она [классно-урочная система] сформировалась еще в 17 веке и до сих пор лежит в основе школьной методики по всему миру. Дети разные — кто-то отстает, у кого-то принципиально другой тип мышления, не совпадающий с логикой предмета, а кто-то настолько быстро соображает, что на уроке ему элементарно скучно. Учитель, даже самый талантливый, работает с «ядром класса» — с теми, кто соответствует стандартным требованиям. Это половина, может быть 60%. Остальные выпадают».

То есть, чтобы «подтянуть» остальных – неуспешных - учеников, нужно иметь дополнительные (факультативные) занятия. Или, как считает Кузьминов, вводить для некоторых предметов второго учителя, который будет дополнительно работать с отстающими ребятами, как это делается, например, в Финляндии. Но пока это российскому бюджету не по карману. «Финляндия тратит на образование 8% ВВП. У нас — 3,5% ВВП», - подытожил Кузьминов.

Как считает учитель физики средней школы из Подмосковья Наталья Сизикова, для улучшения средней школы было бы вполне достаточно вернуть старую (советскую) систему образования. «Дело даже не в ЕГЭ. Его даже можно оставить. Но уберите эту все более и более возрастающую бюрократическую загрузку учителей – справки, отчеты. Если педагог будет меньше на это тратить времени, то у него хотя бы желание будет как-то разнообразить свои подходы к разным ученика в классе», - считает учитель.

Напомним, ранее «Блокнот» сообщал, что россияне получают зарплаты в среднем меньше, чем сотрудники сети ресторанов McDonald’s в США. При этом рассчитывать на более высокие оклады большинству граждан не приходится.

Тогда как в школах происходят изменения, зачастую не способствующие улучшению образовательного уровня. Так, например, в городе Ростове школьную спортплощадку собирались продать под застройку. Неудивительно, что и школьные учителя порой ведут себя крайне несдержанно и непрофессионально.

Комментировать
Эту новость прокомментировали 8 раз