РЖД вместе с системой военкоматов несет на себе основную тяжесть ударов украинской разведки.
В один день информационную повестку дня определили два сообщения - во Внуково задержали рязанца, который двумя неделями ранее подорвал железнодорожные пути под Рязанью, в результате чего с рельсов сошел грузовой состав. И 30 ноября были совершены диверсии против двух поездов, перевозящих топливо в районе Северомуйского туннеля на БАМе.
И это лишь верхушка айсберга. Сообщения о попытках нарушить железнодорожное сообщение в России, об арестах диверсантов поступают регулярно. Особой «популярностью» пользуется поджог релейных шкафов – это делается сравнительно легко и быстро, и по плечу подросткам, алкоголикам и пенсионерам, уязвимым группам населения, которых и вербуют украинские спецслужбы.
Сегодня в России идет настоящая «рельсовая война» - как во время Великой Отечественной, только она обращена против нашей страны. От Владивостока до Калининграда железнодорожные пути являются целью украинских диверсий. Цель понятна – во-первых, нарушить железнодорожное снабжение группировки российских войск на Украине, расстроить транспортное сообщение внутри РФ, тем самым нанести удар ее экономике. Во-вторых, отвлечь силы и средства на борьбу с диверсиями и их предупреждение. В-третьих, психологический удар по населению - запугивать его, держать в напряжении, создавать информационные поводы для пропаганды, мол, в России действуют «партизаны», либо «у нас длинные руки, дотянемся до любой точки страны». И обыватель, где-нибудь в Бурятии (где и находится Северомуйский туннель), должен будет почувствовать реалии военных действий рядом с собой.
Поэтому накал атак на РЖД не снижается. Железные дороги – стратегический объект в любом государстве, а в России, с ее бескрайними просторами и по-прежнему еще недостаточной сетью автомобильных дорог, они играют особенную роль. Перевозка военной техники, боеприпасов осуществляется преимущественно по железной дороге. Других вариантов не существует – танки из Нижнего Тагила (на Урале) своим ходом или на автоприцепе в Луганск не перегонишь. Тоже самое касается топлива и многого другого, военных и не военных грузов. Враг это прекрасно понимает и целит в РЖД, нервный узел экономики всей страны, благо протяженность путей десятки тысяч километров и к каждому релейному шкафу охранника не приставишь.
Соответственно, и с нашей стороны дается соответствующий ответ. Думаю, когда-нибудь будет написана история борьбы правоохранительных органов и спецслужб России во время СВО с агентурой украинской разведки, и эта история будет содержать сотни ярких эпизодов.
Понятно, что во главе этих противодиверсионных усилий стоит ФСБ, чьи сотрудники работают по железнодорожной линии по всей стране; также с ними действует МВД, у которой есть транспортная полиция. Но есть и иные структуры, чьи названия не на слуху - «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации», которая подчиняется Росжелдору, в ней свыше 67 тысяч человек, а также собственно компания РЖД - ООО «РЖД-Охрана». Представляю - какой у них сейчас график работы, как они выкладываются, дабы пресечь попытки терактов и поджогов.
Глава РЖД Олег Белозеров сегодня львиную часть времени тратит на вопросы безопасности компании. Кроме того, ввиду важности военных перевозок, он должен огромное внимание уделять и непосредственно СВО. Так что это фигура, ключевая не только чисто в экономике, но и в политике, и в сфере безопасности и обороны. Вспомним наркомов путей сообщения во время ВОВ, его значение не меньше. Но только тогда немцы не вели такой диверсионной деятельности на наших железных дорогах, а сегодня спецслужбы Киева орудуют по всей стране, благо вербовать через интернет и мессенджеры проще простого, а как перехватить контакты потенциальных предателей и украинской разведки – непонятно. Тем не менее, удается регулярно вычислять диверсантов и ловить их.
Кстати, в Белоруссии пресекли подобную деятельность на тамошних железных дорогах очень быстро, после начала СВО местная оппозиция попыталась открыть рельсовую войну, но после показательных захватов террористов с применением огнестрельного оружия, потенциальные «партизаны» одумались. Простреленная нога явно того не стоила.
Если посмотреть биографию Белозерова, то чем он только не руководил, где только не работал – и в электроэнергетике, и на оборонном заводе, и в автотранспорте, и в топливной сфере, и возглавлял Росавтодор. Так что по итогам СВО, если он себя и тут покажет, в том числе в плане борьбы с терроризмом, то может вполне претендовать на должность не ниже мэра Москвы, если только не решат сделать ставку на Ликсутова, хотя последний вполне мог бы перейти на РЖД.
Пока же борьба вдали от линии фронта продолжается. РЖД вместе с системой военкоматов несет на себе основную тяжесть ударов украинской разведки. Но поджоги военкоматов не имеют того резонанса и того значения, как аналогичные действия на железной дороге, так что можно ожидать усиления накала диверсий в ведомстве Белозерова. Кроме того, начато строительство нового рельсового пути от Таганрога через Мариуполь и Мелитополь в Крым, поскольку старая дорога находится в зоне ударов ВСУ. Понятно, что Киев попытается сорвать строительство, и ясно, что здесь терактов также не избежать. Посмотрим, как Москва будет нейтрализовывать противника.