
Максим Артемьев о двух самых известных и успешных медиадив страны.
В советское время светской жизни не существовало. Невозможно было сделать карьеру за счет успеха не столько профессионального, сколько в высшем обществе («тусовке» говоря по-современному). Разумеется, и в СССР у большого начальства были и жены, и дочери, и любовницы, существовали и светские львицы (своего уровня), но в целом этот сегмент жизни влачил жалкое существование, и на широкую публику не вываливался.

До московских обывателей могли доходить обрывки слухов про дочь Брежнева – Галину, но кто она и что, никто толком не знал, отчего и ходили самые невероятные легенды, также как про Пугачеву. Никакая «звезда» - публичная как Алла Борисовна, или непубличная, как Галина Леонидовна, никакого влияния ни на политику, ни на кадровые решения оказывать не могла. Да и уровень ее потребления был по современным меркам более чем скромным, даже аскетическим.
Зато сегодня жизнь в РФ блещет всеми красками и карьеры делаются самими невероятными способами, а уж по части светской хроники мы не уступаем любой западной стране. Нередко в основе самого сногсшибательного взлета наверх лежит такое сочетание объективных и субъективных факторов, что трудно разобраться – чего больше составляющего в успехе, личных ли заслуг (и каких именно) или роли случая?

В последние примерно пятнадцать лет две представительницы бывшего советского юга играют немалое значение в нашей медийной тусовке - Маргарита Симоньян и Тина Канделаки. Подъем этих девушек из далекой провинции на самые высокие места столичной жизни был столь резким и впечатляющим, а завоеванное ими под московским солнцем место столь блестящим, что пройти мимо их жизненных историй никак нельзя. Молодых дурочек, конечно, привлекают флер недоступной им великосветской жизни, бешенные деньги, с которыми связываются в их сознании имена Симоньян и Канделаки, но нам интересны не внешние признаки успеха, а сам его механизм.
Происхождение наших героинь сыграло свою роль в их продвижении в холодной и негостеприимной Москве. Принадлежа к меньшинству, не имея под собой надежной опоры, провинциалки, желающие пробиться, проявляют впятеро больше энергии, хитрости и хватки, чем коренные москвички. Точно также чаще в процентном соотношении добиваются успеха представители малых этносов в любой другой стране, евреи за пределами Израиля, русские в Прибалтике, арабы в Латинской Америке и т.д.

При этом, поскольку Россия – страна не расистская, открытая для всех, экзотическая фамилия, скорее, помогает. «Канделаки» вообще звучит музыкально, и если бы не была настоящей фамилией, то лучше псевдонима и не придумать. Повезло нашим героиням и со временем, когда им выпало вступить на стезю своей профессии. В советскую эпоху, разумеется, путь к успеху у журналисток был бы гораздо дольше, да и место телеведущие и телерепортеры занимали куда более скромное.

Особенно впечатляет карьера Симоньян – в 25 лет уже главный редактор «России сегодня». И ведь назначавшая ее рука не прогадала – Симоньян рулит до сих пор и рулит сравнительно успешно. Значит, в ней и тогда, в 25 лет, были заметны уже те черты, за которые ее выбрали в обход сотен других.
Симоньян дополнительно «повезло» с регионом, где началась ее жизнь и карьера. Близость к Чечне, где тогда шла вторая по счету война, обусловила то, что именно ее, 19-летнюю, послали делать фронтовые репортажи, которые и вознесли Симоньян. А попав в колею, она уже с нее не сходила, благо события жизнь подкидывала одно за другим, например, захват заложников в Беслане, откуда она также вела репортажи.

Поэтому, формально, в 25 лет руководить международным каналом – ненормально. Но это если именно формально. А по факту она уже имела шестилетний опыт репортерской работы, причем в основном на федеральном ТВ, показала себя цепкой, хваткой, с характером. Это, во-первых, во-вторых, молодая женщина во главе канала – это современно, прогрессивно, по-западному, хорошо для пиара. В-третьих, мы не знаем внутреннюю кухню, за какие вопросы она реально отвечает или отвечала, занимается ли финансовой, хозяйственной, административной, кадровой работой? Или она просто подставное лицо, именно «лицо» RT, а принципиальные решения принимаются иными людьми? По крайней мере, на начальном этапе ее работы. Я вполне допускаю, что было так – самое высокое начальство сказало кому надо: «вот эту девочку с армянской фамилией, шустренькую такую, ее надо поставить, а на первых порах вы ей поможете войти в курс дела».
Ну а дальше Симоньян освоилась. Ее участие в разных проектах, типа ведения ток-шоу (в т.ч. на пару с Тиной Канделаки), колонок и т.п. - были лишь формой подработки, точнее, получения основных доходов. Скажем честно – она не эксперт, не аналитик. Ее книжка «В Москву!» не то, чтобы бездарна, она вообще вне литературы, и если бы не фамилия автора на обложке, ее бы никто не напечатал. Но когда у тебя есть имя – не важно какое, главное – имя, тогда перед тобой открываются многие двери, ибо и читатель и зритель клюют именно на имя, содержание их не интересует.

Главное, за что ценит начальство Симоньян – это ее деятельность по продвижению необходимых идей вне РФ. Раз она уже шестнадцать лет возглавляет RT, значит, продвигает хорошо. Понятно, что RT – это голимая пропаганда, но такова установочная цель – доносить кремлевскую повестку до мировой общественности. В мире, где Россию, мягко говоря, не любят, где Ютьюб и прочие ресурсы Интернета, систематически блокируют канал, а иностранные правительства проводят расследования относительно его деятельности, заниматься этим не просто.
В целом, судьба Симоньян – это история журналистки, выбравшей официальный путь, работу в государственном медиа, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Да, над ней могут посмеиваться коллеги из частных СМИ, но сколько в этом простой человеческой зависти, а сколько подлинного чувства независимости – сказать затруднительно.
Тина Канделаки, про которую только за последние дни дважды упомянула в своем Твиттере Симоньян (писала она про нее и в упомянутой выше книжке), - это другой вариант судьбы в современной России. С государством она сошлась только в последние годы, и то – опосредованно. Ее путь – это пробивание в такой среде, где востребованы иные качества чем у Симоньян. От последней, когда была репортером, требовалось выдавать конкретный и понятный продукт - ту или иную картинку или сюжет. Канделаки как ведущая на радио и ТВ должна была, скорее, создавать эмоциональный фон. А это вещь куда более неопределенная и расплывчатая. Это не значит, что Канделаки было труднее или легче, это напоминание о различии их профессиональной стези. И не случайно, если Симоньян все время проработала на одном месте – госТВ, то Канделаки пришлось до сорока лет постоянно переходить с одной компании в другую.

Тут важно отметить важный момент – когда я в прежних своих портретах писал о блогерах, таких как Монтян, Подоляка, то повествовал о людях, от которых требуется талант в полном и безусловном смысле этого слова – совокупность знаний, оригинальности взгляда, неповторимости языка и т.д. Симоньян и Канделаки - из другой оперы, там не надо ни эрудиции, ни оригинальности интеллекта, ни своеобразного языка. Потому что у них максимально широкая аудитория, которой это все не нужно.
Успехи Канделаки последнего десятилетия - это успехи, скорее, светского персонажа. Человек заработал имя, и теперь имя работает на нее. При назначении Канделаки генпродюсером «Матч ТВ» никто не ждал от нее каких-то великих свершений на этом посту. От спорта она всегда была далека, чем и объясняются ее противоречивые заявления в начале работы. Это не то, чтобы синекура, как и нынешняя ее должность в «Газпром-медиа», но и не тот случай, когда нанимают менеджера, ставят жесткие показатели и т.д. и безжалостно с ним прощаются.
Поскольку Канделаки уже четверть века в медиа-тусовке она в целом представляет, что делать, как держаться, кому звонить в случае чего. То есть она не сделает явных глупостей, и представляет собой знаковую фигуру, сигнал инвесторам и рекламодателям, что к делу причастен опытный человек. Она покрывает своим авторитетом избранное направление.

Симоньян и Канделаки - показательные персонажи нашего времени. При всех различиях между ними у них много общего. Мы начали со светской жизни, и обе в ней принимают активное участие. Их мужья на виду. Всем интересна их семейная жизнь. У Симоньян тусовка, скорее, приятное приложение к профессиональной деятельности, у Канделаки важная составляющая имиджа. Симоньян дает мало поводов для своего обсуждения в личном плане. Скандалы, с ней связанные, относятся к профессиональной деятельности, даже беременность, когда ее преследовала Соболь, чуть не доведя до выкидыша.
Канделаки в этом отношении кардинально отличается. У нее уже второй муж, а про личную жизнь ходят легенды. В 2006 случилась авария в Ницце, когда она оказалась в одном автомобиле с олигархом Сулейманом Керимовым. Футболист Артем Милевский в интервью рассказал об интимных отношениях с ней. Но и эти истории, и, например, то, что Станислав Садальский публично буквально изничтожает ее, проливая свет на ее восхождение, или то, что она надела более чем откровенное платье на прием в Кремле, идет ей только на пользу. Главное – быть на слуху.
Обе женщины успешны, богаты, «ролевые модели» для жаждущих удачи молодых девушек. Только последние должны понимать, что врата на Олимп подобной славы очень узки, и что окончательное решение всегда принадлежит Его величеству случаю.