Регулятор создает Единую информационную систему проверки данных о каждом абоненте.
Банк России рассказал о решении создать Единую информационную систему проверки сведений об абоненте. Именно она может защитить абонентов от телефонных мошенников, считают в Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. А банкиры и вовсе уверены, что такая система «жизненно необходима», пишет «Российская газета». Единственные, кто выступает против, - сотовые операторы.
Подробности создания системы описаны в основных направлениях развития финансового рынка до 2024 года, опубликованных на сайте ЦБ РФ.
В частности, в документе говорится, что единая система снизит риски за счет того, что организации, которые должны оказать какую-либо услугу по номеру телефона клиента, смогут узнать, действительно ли этот номер принадлежит данному человеку. К этой системе будут подключены все банки и операторы связи. «Без сбора и хранения информации об абонентах», подчеркивается в документе.
Алгоритм действий следующий: запрос от банка в зашифрованном виде автоматически перенаправляется присоединенному к системе оператору мобильной связи. «Подтверждение личности» произойдет в том случае, если совпадут данные пользователя у системы проверки банка и сведения, заявленные в абонентском договоре, объяснили в Минцифре.
Это позволит пресечь мошеннические действия и защитить граждан от хищения их денежных средств. После такой проверки мошенники уже не смогут оформить кредит на полученные обманным путем паспортные данные человека, коллекторы перестанут беспокоить, «повесив» чужой «токсичный» номер должника. В то же время, в документе особо отмечено, что в случае покупки на свое имя сим-карты для мамы, жены, ребенка или другого члена семьи, банки вправе отказать в обслуживании по этому номеру телефона.
«Система позволит и снизить риски раскрытия банковской тайны в случае смены абонента по номеру, на который приходят данные по финансовым операциям и остаткам на счетах», - оценил систему зампред Национального совета финансового рынка Александр Наумов, добавив, что банк сможет быстро отказаться от рассылки, узнав о том, что карта находится в руках другого лица.
Одна из серьезных проблем сегодня при использовании в качестве идентификатора номера телефона - это то, что до 70% номеров принадлежат не тем, на кого они зарегистрированы, говорит эксперт.
Операторы сотовой связи не видят необходимости в создании новой системы. В частности, в «ВымпелКоме» («Билайн») заявили изданию, что практически все работают напрямую с заинтересованными банками и предоставляют всю необходимую информацию при запросе.
Отметим, законопроект, легализующий Единую информационную систему проверки сведений об абоненте, был принят Госдумой еще в марте 2019 года, правда, в пока в первом чтении. Дата второго чтения пока не определена.
Пока трудно сказать, сможет ли новая система успешно противостоять мошенникам. В реальности, они умудряются идти на такие ухищрения, что службы безопасности не поспевают за ними.
Телефонные мошенники начали угрожать уголовным преследованием тем, кто обратится в свой банк за справочной информацией. Преступники пугают доверчивых граждан мифической статьей «за распространение информации, полученной в ходе выполнения регламентных работ». А недавно мошенники создали сканер, который под видом QR-кода считывает банковские данные россиян.