
«На мой взгляд, таких перебежчиков, конечно, нужно уничтожать. Как в свое время поступал Сталин».
Также 23 января Всемирный день пирога, День ручного письма, Праздник слухов, День сотрудников органов дознания МЧС РФ, День свекрови и День памяти святителя Григория Нисского, а также в этот день в 1755 году императрица Елизавета Петровна подписала указ об учреждении в Москве первого российского университета, а в 1945 году в ходе Висло-Одерской операции советские войска освободили город Быдгощ.
Подробнее поговорим об умершем 20 лет назад сотруднике архивного отдела Первого главного управления КГБ СССР, впоследствии перебежчике, Василии Митрохине, который передал на Запад ценные архивы КГБ, став одним из самых известных предателей в постсоветское время. Попробуем разобраться в причинах этого поступка, которые следует искать в биографии перебежчика.

Шесть чемоданов украденных материалов
Василий Митрохин родился 3 марта 1922 года в деревне Юрасово Рязанской губернии. Никакими особенными талантами мальчик не обладал. После окончания артиллерийского училища молодой человек поступил в Казахский государственный университет, где обучался на историческом и юридическом факультетах.
В конце Великой Отечественной войны Митрохин был направлен на работу в военную прокуратуру Харькова. После окончания университета и недолгой работы в должности заместителя военного прокурора в Харькове в 1948 году он был принят на работу в Комитет информации.
С 1948 года и до выхода в отставку в 1984 году Митрохин являлся сотрудником советской разведки. Под дипломатическим прикрытием он работал в странах Ближнего Востока, а во второй половине 1960-х годов выполнял свои обязанности в ГДР. По собственным словам Митрохина, после выступления Хрущева на закрытом пленуме ЦК КПСС он разочаровался в идеях коммунизма.

После возвращения в Москву в 1972 году Митрохин был направлен на работу в архив Первого главного управления КГБ СССР, где проработал большую часть своей службы в КГБ.
Сам Митрохин утверждал, что в 1972—1984 годы он руководил передачей архивов госбезопасности с Лубянки в новую штаб-квартиру КГБ в Ясенево. В то время в рамках архивной работы сотрудники занимались тем, что микрофильмировали бумажные дела. На протяжении 12 лет вплоть до своей отставки, Митрохин тайно их конспектировал, выделяя особо важное, копировать или фотографировать их он не мог.
Свои записи он скрытно выносил, расшифровывал и переписывал в школьные тетради, которые прятал на своей подмосковной даче, в частности, помещая в бидон из-под молока и закапывая их. Собранных им материалов впоследствии скопилось на шесть чемоданов. Он сумел скопировать большой объем информации: материалы о внешних операциях КГБ, имена офицеров, агентов и информаторов КГБ, а также отчеты советских разведчиков.
В 1984 году Митрохин ушел на пенсию. С тем пор бывшего сотрудника КГБ не покидало желание «пристроить» украденные им архивные материалы.

В 1992 году в посольстве США в Таллине Митрохин безуспешно пытался передать рукописи, которые он выдавал за копии подлинных документов, сотрудникам ЦРУ. Однако спецслужбы США назвали их фальшивыми.
С аналогичным предложением Митрохин в марте 1992 года обратился в посольство Великобритании в Риге, где ему предложили чаю и передали документы на проверку MI-6. Здесь предателю Митрохину улыбнулась удача: его материалы были приняты, чуть позже английской разведкой было организовано их изъятие с его дачи.
7 сентября 1992 года британские спецслужбы тайно переправили Митрохина с семьей из России в Великобританию. Свои действия перебежчик позднее объяснял «чувством долга российского патриота».

Вред, причиненный «Архивом Митрохина» государству
Материалы, переданные на Запад Митрохиным, получили условное название «Архив Митрохина». Британские и американские спецслужбы считают архив Митрохина самым ценным источником информации о деятельности советских спецслужб.
В 1996 году британские власти решили сделать содержание «архива Митрохина» достоянием общественности, для чего в помощь перебежчику был прикомандирован известный историк разведки, профессор Кембриджского университета Кристофер Эндрю.
В изданных им впоследствии книгах утверждается, что «архив Митрохина» охватывает операции советской внешней разведки за полвека, с 1930-х по 1980-е годы, переданные им школьные тетради с «конспектами» архивных документов позволили спецслужбам Запада выявить свыше сотни нелегальных агентов КГБ и пролить свет на некоторые операции КГБ по всему миру.

Как отмечал Кристофер Эндрю: «Если вы откроете первый том нашей книги, то на второй ее странице увидите посвящение на русском языке, собственноручно написанное Митрохиным. Это факсимильное посвящение мы оставили без перевода на английский. Вот оно: «Посвящается всем, кто хотел сказать правду, но не сумел. Митрохин»».
Один из британских аналитиков, участвовавших в разборе «Архива Митрохина», утверждал, что «если бы на Запад бежал глава КГБ, он обладал бы гораздо меньшей секретной информацией». По утверждению экс-шефа «советского отдела» ЦРУ Дэвида Мэрфи: «У меня нет информации о подноготной дела Василия Митрохина. Зная по собственному опыту обстоятельства некоторых дел КГБ, упомянутых в книге Кристофера Эндрю и Митрохина, я считаю, что материалы, которые вывез Митрохин, вполне точны».
19 из 33 коробок с файлами из этой картотеки сейчас открыты для всеобщего обозрения в Центре Уинстона Черчилля при Кембриджском университете. Это около 2 тыс. страниц, исписанных убористой машинописью.

В этих документах, в частности, говорится о подпольных арсеналах со стрелковым оружием и оборудованием для связи и коммуникаций, которые были спрятаны по всей Европе и могли использоваться советскими агентами, работающими за границей. Тайники располагались в большинстве крупных городов Старого Света.
Среди прочего в материалах Митрохина содержатся советские военные планы и данные, позволившие разоблачить американского двойного агента Роберта Липку и британскую шпионку Мелиту Норвуд.
Как рассказал ветеран внешней разведки, полковник КГБ в отставке Олег Нечипоренко, случай с Митрохиным можно назвать парадоксальным. Генерал КГБ в отставке Борис Курдюмов признался, что ему сложно оценить последствия откровений Митрохина для отечественных спецслужб.

«Я работал на несколько ином направлении. Но могу сказать, что, на мой взгляд, таких перебежчиков, конечно, нужно уничтожать, – рассказал Курдюмов. – Как в свое время поступал Сталин. Такие перебежчики расстреливались либо уничтожались».
Истинные мотивы Митрохина и смерть в тоске по Родине
Трудно судить о том, что именно двигало будущим перебежчиком, который на протяжении 12 лет собирал ценные данные из архива КГБ. Кажется, даже полное разочарование в коммунизме не может послужить причиной к тому, чтобы предать свою Родину. И уж тем более это не имеет никакого отношения к патриотизму, о котором лживо говорил на Западе сам Митрохин.

Видимо, еще в советское время Митрохин страстно желал покинуть СССР, который дал ему профессию и достойную жизнь, и перебраться на Запад, манивший его «запретными плодами» капиталистического мира.
Василий Митрохин умер 23 января 2004 года в возрасте 81 года от воспаления легких в Лондоне. Говорят, что в последние годы он сильно тосковал по Родине, на которую уже не имел возможности вернуться, и даже раскаивался в содеянном.







