Возникновение социал-демократии в России

ОБЩЕСТВО1 комментарий
Возникновение социал-демократии в России

Социал-демократия имеет в нашей стране давние исторические традиции. О зарождении социал-демократии в России можно говорить уже с начала 1880-х годов. Именно тогда, в 1882 году «отец русской социал-демократии» Георгий Плеханов перевел на русский язык «Манифест Коммунистической партии» Маркса и Энгельса, а годом позже создал в Женеве социал-демократическую группу «Освобождение труда». Впоследствии, в 1894-1895 гг., по инициативе Плеханова был создан «Союз русской социал-демократии за границей».

Социал-демократия имеет в нашей стране давние исторические традиции. О зарождении социал-демократии в России можно говорить уже с начала 1880-х годов. Именно тогда, в 1882 году «отец русской социал-демократии» Георгий Плеханов перевел на русский язык «Манифест Коммунистической партии» Маркса и Энгельса, а годом позже создал в Женеве социал-демократическую группу «Освобождение труда». Впоследствии, в 1894-1895 гг., по инициативе Плеханова был создан «Союз русской социал-демократии за границей».

На II съезде РСДРП партия раскололась на большевиков (во главе с Владимиром Лениным - на фото в центре в нижнем ряду) и меньшевиков (во главе с Юлием Мартовым - на фото крайний слева в нижнем ряду)

Хождение в народ

Идейное и организационное возникновение российской социал-демократии тесно связано с именем Георгия Валентиновича Плеханова. Свою общественно-политическую деятельность он начал под влиянием идей революционных демократов, таких как Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов. В конце 60-70х годов XIX века в России складывается идеология революционного народничества. Как известно, после аграрной реформы 1861 года, проведенной императором Александром II и отменившей позорное крепостное право помещиков на крестьян, в России были открыты возможности для развития капиталистических отношений. В то же время в стране сохранялись феодальные пережитки: царское самодержавие, сословные привилегии дворянства и крупное помещичье землевладение. Крестьяне получили освобождение от крепостной зависимости, но земля осталась за помещиками, крестьяне были лишены свободы передвижения, находились в зависимости от общины.

Г. Плеханов участвовал в «хождении в народ», когда интеллигенты-народники отправились в деревню пропагандировать революционные взгляды крестьянам. Плеханов получил известность как один из руководителей народнической организации «Земля и воля». В 1879 году выступил против организации покушений на царских чиновников и после раскола организации возглавил пропагандистский «Черный передел». Однако под влиянием идей европейской социал-демократии, стоявшей тогда на марксистских позициях, пересмотрел свои народнические взгляды. Как известно, народники видели в существовавшей в России крестьянской общине основу для будущего социалистического общества. Теоретики народничества считали, что Россия может благодаря крестьянской общине, в которой крестьяне имели свои наделы, и отсутствию частной собственности крестьян на землю сразу перейти к социализму, не дожидаясь развития в стране капиталистических отношений. Тогда как социал-демократы исходили из понимания закономерности развития капитализма в стране.

Народники-пропагандисты

Революционное народничество делилось на три основных направления. Народники-пропагандисты, возглавляемые Петром Лавровым, считали, что одной из предпосылок революции в России является необходимость предварительной разработки революционных принципов (как писал Лавров, – «нравственных идеалов») и пропаганда революционных идей в обществе, прежде всего среди широких масс крестьянства. Однако возник вопрос – как донести социалистические и революционные идеи до простого народа. Значительная часть крестьянства была неграмотна, да и возможность регулярного чтения для грамотных крестьян была затруднена по материальным соображениям. Поэтому в среде революционных интеллигентов – народников – возникла идея идти в народ, поселиться в деревне и, переходя от одного села к другому, пропагандировать путем задушевных бесед с крестьянами социалистические идеи.

С целью сближения с крестьянством, изучения его жизненных условий и духовного облика, для пропаганды среди народа революционных социалистических идей и активной подготовки его к революции с 1874 года и началось так называемое «хождение в народ», в итоге давшее народникам бесценный практический опыт, но окончившееся полной неудачей. Народникам не удалось поднять крестьян на восстание.

Народники-заговорщики

Вторая группа революционеров – народники-заговорщики – не верили в революционность широких масс крестьянства, и это подтвердилось на практике провалом «хождения в народ», когда крестьяне нередко выдавали молодых революционных пропагандистов в руки полиции. Главным идеологом этого направления был Петр Ткачев. Основные надежды он возлагал на революционную интеллигенцию, которая должна была путем политического заговора свергнуть царя и взять власть в свои руки. Революционное правительство, по замыслам Ткачева, должно было провести такие преобразования, которые бы обеспечили освобождение народа от всех форм гнета и открыли возможность последующих социалистических преобразований, опираясь на коллективизм крестьянской общины.

Народники-анархисты

Третье течение представляли народники-анархисты Михаил Бакунин и Петр Кропоткин. Анархисты доказывали, что русский народ давно готов к социальной революции, что его надо только в один прекрасный день поднять на бунт. Вместо государства Бакунин и его соратник призывали создать самоуправляющиеся независимые общины, связанны между собой договорными отношениями.

После неудачи с пропагандой социалистических идей в среде крестьянства и провала революционной тактики индивидуального террора, которой придерживались народовольцы из организации «Народная воля», в среде революционной интеллигенции все большее влияние стали приобретать идеи марксизма и европейской социал-демократии. Социал-демократы, в отличие от народников, считали совершенно закономерным этапом развития переход к капиталистическому хозяйству и не верили в социалистический характер крестьянской общины. Будущее социалистического движения русские марксисты связывали со становлением и развитием промышленного рабочего класса – пролетариата, не имеющего собственности и вынужденного продавать свои рабочие руки. Как писал философ Николай Бердяев: «В конце 90-х годов образовалось марксистское течение, которое стояло на гораздо более высоком культурном уровне, чем другие течения революционной интеллигенции».

Рождение партии

В 1895 году из Петербургской социал-демократической группы возник «Союз Борьбы за освобождение Рабочего Класса», сыгравший важную роль в создании общероссийской партии. В марте 1898 года в Минске в условиях постоянных полицейских преследований состоялся первый съезд Российской социал-демократической рабочей партии, на котором присутствовало всего 9 делегатов. В том же году появился Манифест РСДРП, написанный Петром Струве.

Основные программные и уставные документы партии были приняты лишь в 1903 году на II съезде в Лондоне, который положил начало реальному процессу партийного строительства. Социал-демократы вынуждены были проводить свои съезды за границей, поскольку до 1905 года легальная оппозиционная политическая деятельность в стране была невозможна.

Своей конечной целью РСДРП провозглашала осуществление социалистических преобразований – ликвидацию капиталистической эксплуатации, обобществление средств производства и установление диктатуры пролетариата (программа-максимум). Ближайшей же задачей (программа-минимум) объявлялось – свержение царского самодержавия, установление республики, введение гражданских свобод, отмена сословных привилегий дворянства, равенство прав всех граждан перед законом, восьмичасовой рабочий день, отделение церкви от государства, бесплатное образование до 16 лет, государственное страхование по старости и болезни.

Большевики и меньшевики

На II съезде партии произошло размежевание на большевиков (во главе с Лениным) и меньшевиков. Поводом для раскола послужило различное понимание организационных принципов построения партии. В соответствии с планом Владимира Ленина, РСДРП должна была стать не массовой партией, напоминающей европейские социал-демократические партии, а «партией нового типа» – боевой организацией профессиональных революционеров.

Ленин настаивал на создании централизованной монолитной организации, в которой рядовые социал-демократы должны беспрекословно выполнять решения партийного большинства. Юлий Мартов – будущий лидер меньшевиков и его единомышленники выступили за более свободную структуру партии, в которой каждый ее член оказывает регулярное содействие партийной организации. Сами названия «большевики» и «меньшевики» возникли, как известно, потому, что формулировка Ленина об обязательном личном участии в работе одной из партийных организаций получила на II съезде большинство голосов.

Впоследствии Юлий Мартов в своей брошюре «Борьба с «осадным положением» в Российской социал-демократической рабочей партии» (1904), подверг острой критике ленинский план организации партии. Для Мартова большевизм означал отказ от демократических принципов в жизни партии, подавление всякой оппозиции.

Столкновение Ленина и Мартова на II съезде РСДРП английский историк и биограф Льва Троцкого Исаак Дойчер справедливо назвал началом величайшего в современной истории раскола. Разделение РСДРП на «большинство» и «меньшинство» уже содержало в зародыше грядущий раскол международного рабочего движения на коммунизм и социал-демократию.

Однако расхождения между большевиками и меньшевиками существовали не только по вопросу партийного Устава. Более того, они не были самыми главными. Две возникшие фракции РСДРП по-разному оценивали перспективы революции в России. Меньшевики исходили из того, что после свержения царского самодержавия страна вступит в достаточно длительный период буржуазного развития, в ходе которого созреют предпосылки для перехода к социализму. Позднее Плеханов обвинял Ленина в отходе от марксизма, поскольку Россия, полагал Плеханов, страдает не столько от капитализма, сколько от недостатка его развития, поэтому призывать к его свержению преждевременно. Аналогичным образом рассуждал и Мартов, полагавший, что обязательным условием перехода к социализму являются высокий уровень развития экономики и культуры, прочные демократические традиции и превращение рабочего класса в большинство населения. В связи с этим основную ставку меньшевики делали на тактическое сотрудничество с либералами – сторонниками перехода от царского самодержавия к конституционному строю, подчеркивая, однако, решающую роль пролетарских слоев в революции.

Большевики же считали движущей силой будущей буржуазно-демократической революции пролетариат, а его ближайшим союзником – крестьянство, и выступали против сотрудничества с либералами, представленными партией кадетов. В этих вопросах их позиция сближалась с установками партии социалистов-революционеров. Впоследствии социал-демократы вместе с эсерами (народниками) приняли активное участие и сыграли решающую роль в событиях Первой русской революции 1905-1907 годов.

Продолжение следует

Метки
Комментировать
Эту новость прокомментировали раз

«Украина съест сэндвич с дерьмом»: накормят от души, уверяют в Вашингтоне

События

Соглашение о природных ресурсах Украины, прежде всего редкоземельных элементов, превращает ее в сырьевую колонию, но все равно будет подписано

"Вам чай с сахаром или со слезами президента США?" Немецкий журнал назвал Зеленского преданным

В МИРЕ

Издание задается вопросом - после украинского лидера Европа будет следующей.

Прогноз погоды в России до конца февраля: сколько еще мерзнуть европейской части страны

ОБЩЕСТВО

Прогноз погоды в России до конца февраля: сколько еще мерзнуть европейской части страны.

На экс-заместителя ростовского губернатора Гончарова возбудили уголовное дело: судя по всему, заговорил другой арестованный зам Рачаловский

ОБЩЕСТВО

Вокруг бывшего главы региона Василия Голубева уже не просто «сжимается кольцо» – это настоящая удавка на шее.

«Нью-Йорк исчезнет, а Россия воспрянет»: сбываются пророчества «спящего пророка» Кейси

ОБЩЕСТВО

Эдгар Кейси предсказывал природные катаклизмы, глобальное потепление и гибель городов. Что уже сбылось, а что ждет мир в ближайшем будущем?