Россияне поддерживают проведение СВО, но все чаще выражают несогласие с ее методами и темпами.
Контратака ВСУ, после которой под контроль Киева перешла вся Харьковская область, стала шоком для большинства россиян. Неожиданно выяснилось, что инициатива на Украине упущена. А местные жители, поверившие в лозунг «Россия здесь навсегда», либо стали беженцами, либо – оказались в застенках СБУ. И теперь «сознательное замедление темпов СВО», о котором в мае заявил министр обороны Сергей Шойгу, смотрится проявлением нашей слабости, эффективно использованной врагом для накопления резервов. Сможет ли Россия в сложившихся обстоятельствах перехватить инициативу в боевых действиях? И если – да, то – как?
Мобилизация или война
Лидер коммунистов Геннадий Зюганов призвал к полной мобилизации в России. С аналогичной инициативой выступил депутат Госдумы Михаил Шеремет. С политиками согласны многие военные корреспонденты и политологи, считающие, что это единственный путь для того, чтобы перехватить стратегическую инициативу и разгромить ВСУ, освободив не только Донецкую и Луганскую области, но и всю Украину.
Скажем, военный корреспондент Александр Сладков настаивает, что без масштабного пополнения армии ничего не изменитс.
- Людей нам нужно в пять раз больше для наступления, чтобы российские войска чувствовали себя увереннее. Если мы исходим из задачи – наступление.
Впрочем, на сегодня по этому вопросу решение принято. Глава комиссии Совфеда по защите госсуверенитета Андрей Климов заявил, что «признаков необходимости проведения военной мобилизации в России нет».
Точку поставил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, также подчеркнувший, что «о возможности мобилизации речь не идет».
Справедливости ради стоит отметить, что для наращивания численности воинских подразделений есть более простой путь: объявить войну Украине. И тогда для участия в боевых действиях можно привлекать солдат срочной службы через полгода их пребывания в армии. А таких у нас около 500 тыс. Однако, несмотря на масштаб столкновений, ни Москва, ни Киев войну не объявляют. Аналитики видят причину в необходимости сохранить торговые отношения между странами по вопросу поставок газа в Европу. В этом заинтересованы и покупатели, и продавцы, и страна, обеспечивающая транзит.
Качественно изменить снабжение армии
Комментируя информацию о том, что ВСУ пытают и издеваются над жителями Харьковской области, Дмитрий Песков отметил, мол, «эмоциональная реакция общества на события спецоперации понятна, но нужно быть аккуратными и не переходить грань». Так как он не объяснил, где эта грань проходит, эксперты, по прежнему, активно предлагают Кремлю идеи, как качественно изменить ход СВО.
Большинство инициатив связано с тем, что даже если мы не готовы объявлять войну официально, необходимо сделать это на уровне политико-экономических решений. Без этого не получится решить ряд стратегических проблем. Главная из них - катастрофическая нехватка современного вооружения, средств защиты, связи и наблюдения в армии. Поэтому поводу, пишет армейский телеграм-канал Hard Blog, «у общественности есть вопросы»:
- Почему беспилотники пришлось покупать для армии ей, а не самой армии, имеющей свой бюджет?
В Hard Blog убеждены, что «мы содержим армию не для того, чтобы она была неэффективной, а её командование некомпетентным, и нам потом рассказывали, что командование не обязано перед нами отчитываться и не надо их учить. А что с ним делать, если они проигрывают?»
- Почему эти тупые и настырные гражданские понимают, что без электричества поезда не поедут, что затруднит маневрирование резервами и снабжение, а Минобороны нет? У меня нет ответа. Общество не требует от армии ничего сверхъестественного. Оно требует воевать умно, решительно и энергично, - считают авторы.
Политолог Алексей Селиванов согласен – чтобы перехватить инициативу, России необходимо укреплять пехоту.
- Артиллерия – бог войны. Но занимать города и держать линию фронта приходится, все-таки, пехоте. Пехота должна быть достаточно многочисленна, мотивирована и оснащена не хуже, чем противник. Необходимо насытить войска техническими средствами и специалистами, умеющими эти средства применять. Беспилотные аппараты, цифровая шифрованная связь, навигаторы и планшеты, средства радиоэлектронной борьбы должны присутствовать в каждом подразделении. Каждый взвод, каждое специализированное отделение должно стать «глазастым» и «ушастым».
Сегодня наши части противостоят ВСУ, оснащаемой всеми странами НАТО. В этой ситуации надеяться перехватить инициативу, не имея схожего уровня технического обеспечения, бессмысленно. Поэтому требуется или срочно наладить производство недостающего вооружения, или – найти возможность его закупать. Например, РСЗО «Полонез», производимый Белоруссией аналог американских «Химарсов». Он использует ракеты китайской разработки А200 с дальностью до 200 км и модернизированные А300 с дальностью уже до 300 км. Как показала практика боевых действий, подобные ракеты работают эффективнее, чем баллистические ракеты малой и средней дальности.
Бить по энергетической и транспортной инфраструктуре
Но и «Искандеры» с «Калибрами» могут принести больше пользы, чем сейчас. Участник Русской весны, публицист Александр Жучковский считает: чтобы перехватить инициативу, требуется наносить массированные удары по жизненно важной инфраструктуре Украины. И не разово, на эмоциях, как после Харьковской катастрофы, а – регулярно.
- Нужно забыть про гуманизм не только к солдатикам, но и к тамошнему населению. Понятно, что там миллионы русских, но ничего, потерпят, с голоду не умрут. Разбирать, кто там русский, а кто украинец, кто друг, а кто враг, слишком дорого для наших солдат и слишком поздно для тех, кто там живёт – надо было давно с Украины валить (или валить тех, кто её оккупировал). Другого выхода нет и быть не может.
Согласен с этим и телеграмм-канал «Комиссар исчезает». По мнению его авторов, не обязательно биться с Украиной лоб в лоб. Атаковать по линии фронта. Необходимо избавиться от непонятного «гуманизма» и перестать быть предсказуемыми. Чтобы выиграть, нужно создать внезапные очаги хаоса, шока, эскалации.
- Прямо сейчас можно было бы устроить в Сумской области что-то одно, в Киеве другое, во Львове третье, в Одессе четвертое, словом, создать такой веер событий, что украинцам стало бы не до Харьковской области - и наши войска там отогнали бы их сравнительно легко. Но, разумеется, никто с нашей стороны не будет беспокоить украинцев диверсиями, фейерверками, провокациями и прочими бум-бум-трах-тибидох. Мы будем отвечать им строго инерционно. И строго там, где все уже произошло.
Аналогичного мнения придерживаются авторы телеграм-канала «Рыбарь»: необходимы удары по украинской энергосистеме.
- Это хороший сигнал для горячих голов, делающих громкие заявления на фоне удачи ВСУ в Харьковской области. Поэтому воздействие на критическую инфраструктуру противника должно продолжаться. И не только на подстанции и ТЭЦ, но и на мосты через Днепр.
Победить внутренние проблемы
Также многие эксперты подчеркивают: для победы над Украиной Россия должна сначала победить своих чиновников, которые невольно делают все, чтобы мы это сражение проиграли. Не потому что за Украину. Просто они хотят одного – наживаться за счет бюджета, и иметь возможность роскошно тратить украденное. А ситуация с СВО требует работы на абсолютно другой результат и с иными целями.
Как убежден политолог Михаил Рябов, «произошло закукливание чиновников, убежденных в собственном величии, неуязвимости, заведомом всезнании и гарантированности любых успехов, ведь холуи, сочиняющие придворные справки, эти успехи всегда обещают».
- Кремль сладко заснул - и в Харьковской области мы все видели, к чему эти счастливые сны приводят. Хочется верить, что нынешний нокдаун поможет властям как-то встряхнуться, понять, что ими объявленное «СВО» - это не выборы «Единой России», не митинги на Болотной площади, что здесь никто не играет в поддавки, и что на халяву, ничего не делая, тут можно только улететь в пропасть, - заявил он.
Некоторые аналитики настроены весьма пессимистично, и считают, что Россия не сможет в сжатые сроки решить тот комплекс проблем, который стоит перед ней для создания эффективной армии. Поэтому у нас есть только один шанс победить – использовать преимущество ядерного оружия.
- Наивно полагать, что в стране, где за идеологию взята коррупция, в армии будет как-то иначе. Но это ладно, потом уже будет разбираться, как так вышло, что нет ни броников, ни касок. Про тепляки, ночники, дроны вообще молчу. Сейчас стоит вопрос выживания нашего государства, - убежден блогер Владислав Поздняков. - Нужна не мобилизация, нужно применение тактического ядерного оружия, для начала по скоплению живой силы и техники противника. Параллельно им же бить по жизненно-важной инфраструктуре. Особенно у западной границы, чтобы продемонстрировать соседям из ЕС всю серьёзность намерений. Если НАТО решится атаковать ответно (что крайне мало вероятно), ну значит все. Но даже это лучше чем позорное и унизительное поражение.
Действительно, и у США, и у России есть разные сценарии ведения ядерной войны – от ограниченного обмена ударами до полного уничтожения противника всей накопленной мощью. И у каждого сценария – свое количество потенциальных целей. Есть и вариант Апокалипсиса, когда предполагается наносить удары до погружения противника в каменный век.
Безусловно, все мы надеемся, что ядерной войны не будет. Но если все таки ситуация приведет к подобному сценарию, лучше заранее продумать: как попытаться спасти себя и близких от атаки противника.