Большинство россиян - 79% - среди отмечаемых ими признаков кризиса назвали рост цен на товары и услуги, а 52% упомянули девальвацию рубля.
Более четверти жителей Российской Федерации в качестве меры противостояния кризису решили сократить расходы на товары первой необходимости и продукты питания. Таковы данные опроса, проведенного исследовательским холдингом «Ромир».
Выяснилось, что 27% россиян преодолевают экономические трудности, сокращая расходы на товары первой необходимости и еду. По сравнению с прошлым годом, часть респондентов, экономящих на этом, выросла на 10 процентных пунктов - в 2015-м расходы на продукты и товары первой необходимости сокращали 17%.
28% борются с последствиями кризиса, экономя на отдыхе и развлечениях, а большая часть опрошенных - 39% - старается перераспределять семейный бюджет в пользу еды и только самого необходимого.
Кроме того, за минувший год на 18 п.п. (до 71%) вырос показатель россиян, которые характеризуют текущую ситуацию во внутренней экономике как кризисную. По мнению 23% респондентов, в стране есть «некоторые экономические проблемы», а 2% россиян вообще не видят никаких трудностей.
Большинство россиян (79%) среди отмечаемых ими признаков кризиса назвали рост цен на товары и услуги. Аналогичный показатель наблюдался и год назад. 52% среди признаков кризиса назвали девальвацию рубля, а для 34% жителей страны кризис проявляется в сокращении персонала на предприятиях и росте безработицы.
Напряженность в мировой обстановке среди симптомов кризиса назвал 21% россиян. Этот показатель снизился за год почти на треть. В 2015-м о мировой напряженности как о выражении кризиса говорили 32% респондентов.
В данном исследовании отмечается, что ситуацию чаще стали называть кризисной представители групп с низким и средним доходом. Как и в прошлом году, оценки текущей ситуации как кризисной характерны в большей степени для опрошенных из старших возрастных групп - от 45 лет и старше.
В опросе приняли участие 1 500 человек, представляющих все регионы России.